В иркутском драматическом театре состоялась премьера «Макбета»
Разработка сайта:ALS-studio
Спектакль о том, насколько разрушительной может быть жажда власти, поставил на сцене Иркутского драмтеатра режиссер Валерий Анисенко, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. История по пьесе Вильяма Шекспира, рассказывающая, как полководец Макбет стал королем шотландским, получилась одновременно мрачной и прекрасной.
— С этим спектаклем мы внезапно попали в тренд, потому как «Макбета» вдруг стали ставить на многих сценах. Видимо, идея носится в воздухе, так как мир сегодня на краю погибели, — считает Валерий Анисенко. — Когда я смотрю телевизор, то думаю: «Что же они делают? Чего добиваются эти маленькие человечки в своих карликовых государствах?»
Действие спектакля разворачивается как раз в одном из таких государств – Шотландии. Когда борьба за престол превращается в цепь кровавых и беспощадных убийств, зритель невольно задумывается о природе жажды власти. Но вместе с тем получает и эстетическое удовольствие. Для новой постановки заслуженный деятель искусств России Александр Плинт придумал средневековые декорации, представляющие собой высокие конструкции из деревянных реек и напоминающие то готический храм, то крепостные стены. Художник по костюмам Оксана Готовская создала для героев наряды в черно-бело-красной гамме с элементами военного камуфляжа, а композитор Владимир Кондрусевич написал музыку, погружающую зрителя в соответствующую эпоху. Все эти элементы создают неповторимую атмосферу, в которой живут и умирают, любят и ненавидят, боятся и сражаются герои «Макбета».
— В этом спектакле артистам особенно нельзя прятать душу за своим мастерством, — считает Валерий Анисенко. — Всякое допущение актерской игры — предательство, то, против чего я как режиссер восстаю. Но когда, например, актрисе Евгении Гайдуковой, играющей леди Макбет, удается полностью проживать свою роль, мне самому становится страшно. Она учит своего мужа: «Ну, чего ты боишься, лишь капля крови, а потом ты создашь сильное государство, будет процветать народ. Что там этот старик король? Пьяница, он уже все государство пропил. Придави старичка!» А затем начинается такое саморазрушение, которое даже она не в силах пережить.
Главную роль короля Макбета сыграл молодой артист Иван Гущин. Вероломно убитого им друга Банко — артист Алексей Орлов (I). Макдуфа, который в финале победил кровавого тирана, — Василий Конев.
Благодаря работе хореографа Владимира Лопаева сцены с ведьмами (Екатерина Константинова, Глеб Ворошилов, Зоя Соловьева), которые предрекли Макбету королевскую корону, получились пугающе красивыми.
— Нельзя добиться власти нечестным путем, а потом справедливо править, — подчеркивает Валерий Анисенко. — Даже грешная мысль наказуема, тем более наши деяния — хорошие и плохие. Именно это мне хотелось показать через спектакль.
В начала спектакля и в финале режиссер обращается к зрителю словами великого Шекспира: «Зло — есть добро? Добро – есть зло?» Искать ответ на этот сакраментальный вопрос неизбежно придется каждому, кто находится в зале.