Будь в курсе
событий театра

В Иркутском академическом театре премьера спектакля «Ипохондрик»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Пресс-релиз
 
13 мая 2018 года на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова состоится премьера спектакля «Ипохондрик» по одноименному произведению Алексея Феофилактовича Писемского. Режиссер-постановщик – народный артист России Иосиф Фекета. Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Александр Плинт. Художник по костюмам – Оксана Готовская. Режиссер по пластике и музыкальное оформление – Анна Фекета.
 
Жанр спектакля режиссер определил как сатирическая комедия о любви. Но не только этому чувству посвящена постановка. В центре истории оказывается Николай Михайлович Дурнопечин, «мнимый больной», который находится в постоянной тревоге и страхе заболеть. Именно этот недуг заставляет ипохондрика все реже показываться на улице, лежать и рассуждать, как несправедливо быстро проносится жизнь вокруг него. И именно он становится причиной того, что на богатое состояние Дурнопечина начинают слетаться «наследники» – то дальние родственники, желающие полакомиться на дядюшкином наследстве, то невеста с неугомонным братом, который сделает все, чтобы его сестрица была, что называется, при деле.
 
Одна из главных проблем, которую поднимает режиссер в «Ипохондрике» – перестройка общества, в процессе которой мужчины и женщины поменялись местами. Женщины приняли на себя бразды правления, а мужчины стали «мельчать», забывать, как принимать волевые решения и как нести ответственность не только за окружающих людей, но и за самого себя.
 
– Когда мужчина теряет главенствующие позиции и понимает свою несостоятельность и несамостоятельность, то все переворачивается с ног на голову, – отмечает режиссер Иосиф Фекета. – Мужчина, который должен быть добытчиком, сильным, отважным, за чьей спиной будет в безопасности женщина, становится слабым. И все в свои руки приходится брать именно женщине, потому что больше некому. В пьесе Писемского об этом очень хорошо сказано. Дурнопечин – яркий пример того, как человек не может избавиться от мнительного страха перед принятием даже самого ничтожного решения и во всем полагается на свою тетушку.
 
Пьеса «Ипохондрик», написанная еще в предреформенный период, в 1851 году, не теряет своей актуальности и сегодня. По мнению Иосифа Фекеты, она современна тем, что раскрывает характеры людей, которые за века не изменились. 
 
– Эмансипация женщин, борьба за свои права в наше время повернулась совершенно другой «стороной медали». Женщины на данный момент являются не только хранительницами домашнего очага. Они становятся главными практически во всех областях жизни человека – они и главы семей, и руководители предприятий, и даже министры. В результате мужчины, как сильные мира сего, теряют свою состоятельность, переходят на второстепенные роли. Мужчина вроде бы является сильным полом, но в то же время становится слабым. Отсюда и затянувшийся инфантилизм, и отсутствие мужской инициативности в действиях. 
 
В спектакле «Ипохондрик» будет много юмора, будут высмеяны не только недостатки помещика Дурнопечина, но и его родственников, которые тоже оказываются не без грешка. Будет много танцевальных и пластических номеров, которые то станут нагнетать и без того «страшную» болезнь Николая Дурнопечина, то еще больше раскрывать комизм той или иной ситуации, в которую оказываются втянуты все без исключения герои истории.
 
Из аннотации:
 
Меняются время, проблемы, меняется характер разговора. Но один мотив в творчестве остаётся неизменным: поиск ответов на вечные вопросы «Что есть человеческая высота и низость?», «Что есть нравственность и безнравственность?», «Зачем живёт человек, и какой путь выбирает он по жизни?».
 
«Ипохондрик» Алексея Писемского повествует о Николае Михайловиче Дурнопечине, инфантильном, закомплексованном мужчине, который всю свою жизнь прячется «за спиной» у невиданной болезни – ипохондрии. Прослышав об этом загадочном недуге, чуть ли не со смертельным исходом, в имение Дурнопечина съезжаются дальние родственники, чтобы навестить дядюшку да оторвать кусок побольше от его огромного состояния. И тут начинается! 
 
В красочном хороводе судеб, лиц и характеров сосуществуют любовь и притворство, искренность и лицемерие, добро и зло. Вместе с Писемским охлопковцы срывают маски добропорядочности с милых на первый взгляд родственничков Дурнопечина, в очередной раз напоминая о человеческих пороках, уродующих душу – практицизме, личной выгоде, шантаже. Что же может спасти наш корыстный, меркантильный и жестокий мир? Разумеется, любовь!
 
Погружая зрителей в стихию весёлой, праздничной жизни, любовных приключений и интриг, Иркутский академический театр напоминает, что во все времена и во все эпохи в большом почёте были и есть люди, готовые брать ответственность за себя и окружающих людей, нести эту важную и почетную миссию. Особенно, если это мужчины. 
 
Действующие лица и исполнители: 
 
Николай Михайлыч Дурнопечин (ипохондрик) – Алексей Орлов (I)
Соломонида Платоновна, тетка его – засл. арт. России Татьяна Двинская
Прохор Прохорыч Дурнопечин – засл. арт. России Игорь Чирва
Настасья Кириловна Белогривова – арт. Татьяна Фролова
Ваничка, сын ее – арт. Роман Мосьпан
Надежда Ивановна Канорич, девица – арт. Дарья Горбунова
Mихайло Иваныч Канорич, брат ее – арт. Иван Гущин 
Никита, слуга Дурнопечина – арт. Александр Дулов
Сергей, цирюльник, слуга Соломониды Платоновны – арт. Антон Залетин
Марфа, повар – арт. Надежда Савина
Пластическая группа – арт. Алена Бочкарёва, арт. Глеб Ворошилов, арт. Иван Гущин, арт. Антон Залетин, арт. Надежда Савина
 
Справка:
 
Пьеса «Ипохондрик» была написана в 1851 году. Но общественность не была готова к подобным произведениям, поэтому на пьесу был наложен цензурный запрет. Алексей Писемский несколько раз вносил изменения в текст, вплоть до 1855 года, пока пьеса не была поставлена на сцене Михайловского театра в Петербурге. В 1857 году комедию представили на сцене московского Малого театра. Спектакль пришелся по душе публике, получив положительные отзывы критиков и видных литераторов того времени. Один из рецензентов «Библиотеки для чтения» писал: «С удовольствием обращаемся к прекрасной комедии г. Писемского», «... характеры действующих лиц взяты с натуры и очерчены автором превосходно; язык каждого лица верен характеру, в пьесе очень много сцен истинно комических – вот неотъемлемые достоинства пьесы Писемского, комедии очень умной».
 
С 60-х годов интерес к «Ипохондрику» стал стихать, как и к личности Алексея Феофилактовича. Если посмотреть репертуары театров XXI века, то вряд ли в них можно встретить имя Писемского. И, по мнению режиссера-постановщика Иосифа Фекеты, это совершенно непростительно. Вклад Алексея Писемского в историю и становление истории русской литературы велик. Не зря говорили о том, что он идет по пути Николая Гоголя. Исправить эту несправедливость решил Иркутский академический театр, поставив на Камерной сцене спектакль по одной из самых смешных и самых наполненных вечными вопросами и темами пьес Алексея Писемского «Ипохондрик».
 

Вниманию СМИ!

Показ спектакля «Ипохондрик» для представителей СМИ состоится 12 мая 2018 года, в субботу, в 18:00 на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова (ул. Карла Маркса, 14).
 
Представители телеканалов могут сделать подсъемки репетиции и взять комментарии у режиссера спектакля 12 мая, в субботу, в 11:00.
 
Желающих посетить предпремьерный показ спектакля просим прислать свои заявки на аккредитацию.
Дополнительная информация, вопросы по организации интервью и съёмок по телефонам:
 
(3952) 200-481, Литературная часть театра
+79021741743, Ирина Игоревна
+79501312078, Алина Александровна
 
Фото: 
Анатолий Бызов
07.05.2018