Будь в курсе
событий театра

В Иркутске – фестивальная пора

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Современная драматургия: так есть она или нет?
 

Сегодня, 8 сентября, в Иркутске стартует седьмой Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени А.Вампилова. За семь театральных дней участники и гости фестиваля и, конечно, зрители-иркутяне увидят четырнадцать спектаклей театров России, Казахстана и Польши. Среди участников основной программы – Академический Малый драматический театр – Театр Европы (Санкт-Петербург), Московский драматический театр имени М.Ермоловой, Государственный академический театр для детей и юношества имени Н.Сац (Алма-Ата), Польский театр Людовы (Краков), драматические театры из Петропавловска-Камчатского, Тюмени, Новосибирска, Иркутска, Омска, Кемерово, Братска, а также театральное объединение «Провинция» (Москва) и коллектив из Ярославского театрального института.
 

Фестивальная программа будет проходить на трех сценических площадках – на основной и на камерной сценах академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова и на сцене Театра юного зрителя имени А.Вампилова. Кроме просмотров и обсуждения спектаклей, предполагаются также круглые столы, семинары, поездки участников и гостей на Байкал и на родину Вампилова – в поселок Кутулик.
 

Подробнее о том, что ждет нас в фестивальные дни, рассказывают его «организаторы и вдохновители».

Министр культуры Иркутской области Вера Кутищева:

– Главное для нас – чтобы фестиваль прошел на хорошем уровне. Ведь фестиваль – это в первую очередь праздник театра, это знакомство с лучшими достижениями театрального искусства, с лучшими театральными коллективами и школами, с разнообразием жанров и подходов современных театров к современной драматургии.
 

Наша задача состоит и в том, чтобы привлечь как можно большее число зрителей, показать репертуарную политику всей театральной России, поэтому приглашены лучшие театры страны. Будет проведен и своего рода конкурс молодых драматургов. Может быть, эта задача наиболее сложная, она будет решаться и на сцене, и в ходе дискуссий за круглым столом, где будет возможность поразмыслить и найти ответы на вопросы, связанные с современным театром, современной драматургией.
 

Добавлю также, что этот авторский проект мы заявили на российском уровне, как и «Звезды на Байкале», – оба эти фестиваля проводятся при поддержке Министерства культуры РФ.
 

Художественный руководитель и идеолог фестиваля писатель Валентин Григорьевич Распутин:
 

– Надеюсь, фестиваль пройдет в хорошем ритме, как и в прежние годы. Очень хорошо, что будет показан спектакль по Федору Абрамову «Братья и сестры» – это замечательный автор, серьезный русский писатель, которому в следующем году исполнится 90 лет. И я рад, что театры его не забывают и на хорошем уровне ставят. Я рад, что приедет Ермоловский театр, поставивший вампиловскую «Исповедь начинающего», чего еще никто не ставил. Строго говоря, у Вампилова нет такой пьесы, вернее, он ее не закончил. В театре ее дописали, дополнили материалом из записных книжек Вампилова, и я видел этот спектакль, он очень приличный. «Бабилей» – тоже достойная работа, этот спектакль поставлен московским коллективом «Провинция» лет десять назад, но вот существует до сих пор. У спектакля «Последний срок» иркутского театра, предлагаемого на фестиваль, репутация уже тоже есть – он существует больше года, а спектакль братского театра иной – режиссер решился дополнить то, чего не было у автора, прошелся своим пером... Сейчас ведь и с классиками как хотят, так и поступают. Но все равно посмотреть его будет любопытно.
 

А так – все продумано и подготовлено. И главное – в программе фестиваля будут такие авторы, как Абрамов, Вампилов, Айтматов. Думаю, будет у спектаклей и зритель, будут и аплодисменты.
 

Чем можно объяснить, что театры все чаще обращаются не к драматургии как таковой, а к художественной прозе? На этот вопрос Валентин Григорьевич отвечает так:

– Из прозы, как из источника, можно больше брать, я думаю. Готовая пьеса как бы сужает возможности постановщика, а у прозы они всегда шире. А потом, даже известные, знаменитые пьесы нынче все больше подвергаются переработке – это видно в театрах Москвы, в других городах. А к литературе относятся строже. Пьеса как бы сама предполагает такое вольное обращение, различные трактовки, перестановки, а литература – нет.
 

Главный автор и менеджер проекта, директор ИАДТ имени Н.П.Охлопкова Анатолий Стрельцов:

– Фестиваль будет работать по уже сложившейся схеме: утром проходят пресс-конференции, затем круглые столы, вечером – спектакли и актерский клуб «Чайная».

Фестиваль нынешнего года несколько необычный, почти международный. Фестиваль затратный, но – спасибо министерствам, которые решили, что он нужен нашему городу, и на эти затраты пошли. Спасибо и спонсорам, которые помогли кто чем мог – финансами, авиаперевозками, гостиницами, информационным обеспечением. Сметная стоимость фестиваля – 4,5 миллиона. Кстати, есть театры, которые приезжают на свои средства. Театр Додина взял на себя дорогу и провоз декораций.
 

Здесь уже говорилось о спектаклях, и я тоже думаю, что эта составляющая фестиваля будет интересной. Интересными обещают быть дискуссии за круглым столом. В них будет участвовать и наша профессура, и начальники подразделений культуры муниципальных образований, и, конечно, критики, журналисты. Мы должны посмотреть и понять, что же делать дальше, куда двигаться театрам. Для нас главнее – та философия, которая идет со сцены, а не то, как мы играем. Наш фестиваль – скорее определение философского вектора в искусстве, нежели определение лучшей мужской или женской роли. Кто-то из великих сказал, что человечество не изобрело ничего лучшего, чем театр, как для усовершенствования, так и для очищения нравов. И нам очень хочется, чтобы театр был не развлечением, а властителем дум. По такому принципу мы и отбирали спектакли, которые будут у нас на фестивале.
 

По поводу молодой драматургии могу сказать следующее. Мы прочитали 150 пьес молодых авторов и отобрали из них десять наиболее крепких. В этом нам помогали и Союз писателей, и профессура, и театральные критики. С этой десяткой отобранных мы хотим поэкспериментировать: пригласили молодых московских режиссеров, которые с ними познакомятся и попытаются инсценировать «с листа», в присутствии авторов. При этом будут и руководители театральных коллективов, представители писательских организаций, актеры, режиссеры. Будет видно, какую идею из какой пьесы можно вытащить. Может быть, кто-то из молодых понравившихся нам режиссеров будет приглашен в театр на постановки.
 

Состоится разговор «Молодая режиссура и молодая драматургия». Замечу, у меня сложилось такое впечатление, что пьесы сегодня может писать каждый. Но пьесы ли это? В чем их слабость и в чем их достоинства? На фестивале и, возможно, на этой дискуссии будет присутствовать вдова драматурга Ольга Михайловна Вампилова.
 

Мы хотим, чтобы на круглых столах помимо людей научного круга и работников культуры была и молодежь, которая впитала бы в себя все ценное и интересное.
 

Повторюсь: для нас фестиваль – не показ того, кто лучше и кто хуже, мы хотим осознать место театра в жизни современного общества. Может быть – отталкиваясь от серьезной классики 60 – 70-х.
 

Сейчас многие театры, поддаваясь волне гламурно-клипового мышления, не могут соответствовать заданной в те годы высоте. Поставленные в начале 90-х в серьезную экономическую ситуацию, когда на первое место вышла задача зарабатывания денег, они вынуждены были снижать планку. Тем не менее есть театры и есть люди, которые эти идеи пытаются воплотить в жизнь.
 

– Полемика по молодой драматургии – это замечательно, читки пьес с попытками инсценировок – тоже замечательно. И все же будет ли представлена молодая драматургия на сцене, уже в виде спектаклей? И кем?
 

– Алексей Слаповский со спектаклем «Не такой, как все»... Григорий Горин – «Кин IV»; поляки привезут «Антигону в Нью-Йорке» Гловацкого... К сожалению, другой молодой драматургии мы сегодня не нашли, и об этом тоже будем говорить 11 сентября.
 

 

Итак, фестиваль на старте, вместе с его театральными впечатлениями, полемическим запалом и поисками новых путей. Впереди – семь до предела насыщенных дней. А после, как сказала Вера Кутищева, – подведение итогов, которое дает почву для рождения новых идей новых фестивалей.

Автор: 
Любовь Сухаревская
08.09.2009