Будь в курсе
событий театра

Ушел Великий Артист. Занавес. Аплодисменты!..

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Не стало Виталия Константиновича Венгера. Пусть это ожидалось –  болезни в последние годы одолевали его. Но все равно его смерть стала ударом. Я знаю, что многие встретили эту черную весть со слезами на глазах… Удивительное это все же явление – Великий Артист! Сколько раз он своей игрой вызывал соленые, горючие слезы, и веселый, заразительный смех, и искреннее сочувствие к своим героям. А как он играл Тевье Молочника в «Поминальной молитве» Шолом-Алейхема! Он словно себя сыграл — никогда не унывающего человека, который тащит на себе всю свою семью… И семидесятилетний Венгер, словно заправский вол, брался за оглобли и впрягался в телегу, на которой сидела его театральная семья — все актеры, занятые в спектакле, и три часа вез, вез, вез ее по сцене, напрягая все свои жилы. А как плакал весь зал, стоя аплодируя любимому актеру в конце спектакля! Кто этого не видел – тот не знает ничего об иркутском драмтеатре… Венгер прожил яркую жизнь, ставшую удивительным явлением в театральной эпохе Иркутска. Ушел Великий Артист. Занавес. Аплодисменты!..
 

Виталий Константинович Венгер (18 апреля 1928, Москва — 20 октября 2016, Иркутск) — актер, народный артист России (1977), почетный гражданин города Иркутска (1977), почетный гражданин Иркутской области (2003).
 

В 1930-е жил в Берлине, где отец будущего актера работал в советском торгпредстве. С 1946 по 1950 учился в театральном училище им. Щукина при театре Вахтангова в Москве, был Щукинским, Качаловским стипендиатом.
 

С сентября 1950 работает на сцене Иркутского драматического театра им. Н. Охлопкова. От эпизодов в спектаклях начала 1950-х до выдающихся ролей в классическом репертуаре – таков путь Венгера в стенах этого театра. Наиболее памятны его роли: Кочкарев, а через четверть века – Подколесин в «Женитьбе» Н. В. Гоголя, Деркачев в «Последней жертве» А. Н. Островского, Петр Адуев в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова (инсценировка В. Розова) и особенно – Счастливцев в «Лесе» А. Н. Островского (сезон 1993/1994).В.К. Венгер – актер многоплановый, ему одинаково удавались и роли главных героев в пьесах А. Арбузова и С. Алешина, и роль князя С. Волконского в пьесе М. Сергеева «Записки княгини Волконской», и гротескные, комические, сатирические, характёрные роли в спектаклях «Полоумный Журден» М. Булгакова, «Вечер» С. Дударева, «С любовью не шутят» Лопе де Вега, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта.
 

Снимался в фильме «Жизнь прекрасна» у режиссера Чухрая и др., на короткое время уезжал в Москву (1978) по приглашению Театра сатиры, пришелся по вкусу столичному зрителю, получил приглашения киностудий, но не смог жить без Иркутска. Преподаватель Иркутского театрального училища (с 1962), многие годы бессменный председатель Союза театральных деятелей (бывшего Иркутского отделения ВТО). В 1990 назначен художественным руководителем Черемховского драматического театра. Был награжден орденом «Знак почета», премией «Золотая маска», лауреат Государственной премии РФ (1995). В 1977 решением Иркутского городского Совета народных депутатов Виталию Венгеру было присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска».
 

Евгений Корзун, режиссер, заслуженный деятель культуры России, лауреат Государственной премии:

— Виталий Константинович Венгер знаете, какой человек был? Выше него в Иркутске, я думаю, и не было никого! Он был Лауреатом Государственной премии СССР, Лауреатом премии Золотая Маска, Почетным гражданином города Иркутска, Народным артистом России! Я думаю, что Венгер для нашего города – это целое явление! Очень значимый человек был. Но в личном общении — простой и доступный. И очень человечный… Это ведь пигмеи вырастают в собственных глазах до самых небес, если им дают какие-то звания, регалии или премии. А Виталий Константинович был нормальным мужиком, хорошим человеком. Венгер, как и многие люди нашего поколения, работал за идею, из любви к профессии. Виталий Константинович жил своим делом, он им горел! Театр был всегда интересен для него, и все наши разговоры, так или иначе, вертелись вокруг творчества.
 

Виталий Константинович был такой юморист! Он в любой ситуации мог найти что-то комическое. А это всегда ценится в людях – умение смотреть на этот мир с улыбкой. Венгер был артистом до мозга костей. У него была прекрасная театральная школа: он кончил Щукинское училище, прошел Вахтанговскую школу. Он учился с Михаилом Ульяновым, с Олегом Стриженовым, с Юлией Борисовой, — это было очень сильное поколение советских актеров! К сожалению, эта плеяда уже доживает свой век. Вместе с ними уйдет из театрального искусства некая основательность, преданность своей профессии. Ведь мало кто знает, что Виталий Константинович, готовясь к роли, мог держать в памяти до 200 страниц печатного текста! Это просто невероятно! Но это было… Вот сейчас передо мной его портрет – я смотрю на него и не могу сдержать слез… Какой великий актер ушел от нас, какой человек!..
 

Тамара Панасюк, заслуженная артистка России:

— Венгер – это целая театральная эпоха! Это был очень творческий человек! Он играл с великой радостью, и я училась у него. Мы с ним были в Европе и дважды – в Америке, в Канаде, играли спектакль «Из Америки с любовью». Мы сыграли с Виталием Константиновичем 98 спектаклей по пьесе «Бульварный роман», который поставил блистательный режиссер Вячеслав Кокорин. Ездили мы по всей Иркутской области. Много раз были на БАМе, в поселке Магистральном, на самолете летали в Усть-Кут, в Братск (девять спектаклей там дали) и Усть-Илимск, в Черемхово и Усолье-Сибирском, были в Жигалово, в Качуге и Анге… Ездили со спектаклем в Бурятию – в Улан-Удэ и на Аршан. Мы много времени провели с ним вместе, я хорошо знаю его, как человека. Вот, например, в 6 утра мы садимся в машину, едем в Братск. Часа в три мы в городе, заходим в кафе, пьем чай (перед спектаклем есть нельзя, надо быть налегке!). И сразу входим в театр, заходим на сцену, делаем выгородку (декорации – одна скамейка), ставим свет, звук. Сами себе делаем грим, сами гладим костюмы, сами помогаем друг другу — мы сами себе одевальщики. Играем спектакль два часа. Принимают нас прекрасно! Зал аплодирует стоя, многие плачут… Наконец, возраст берет свое, надо бы отдохнуть, ведь мы 500 км проехали… Но—нет. После спектакля нас ждут друзья из Братского театра, которые давно нас ждали. В гостиницу к нам обязательно приходят гости, накрывают стол. Сидим-сидим, я уже хочу домой, отдохнуть. «Виля, пойдем!» Но Виля шутит, он говорит: «Посмотрите на нее! Она меня сейчас ненавидит! Но где мы еще можем так посидеть с друзьями?». Я засыпаю в кресле. Рано утром, где-то в восемь, я просыпаюсь в своем номере: возле меня на столике стоит горячий чай, два бутерброда. Он уже сходил в буфет, все принес… Он уже обо мне побеспокоился… Знаете, он в дороге старался все для меня делать. Ему казалось, что я больше него устаю, потому что я – женщина… Такого человека, такого партнера у меня уже больше нет и никогда не будет!
 

Наталия Королёва, народная артистка России:

— Такая печаль… Как это тяжело пережить! Сегодня на сцене мы сыграем «Поминальную молитву» и посвятим этот спектакль памяти Виталия Константиновича Венгера. Как тяжело осознавать, что никогда больше мы не сыграем с ним нашу любимую «Поминальную молитву»… Он сыграл роль Тевье Молочника в семьдесят лет! И мы ставили этот спектакль с ним целых восемь лет! Виталий Константинович не старел нисколько. Он был таким энергичным, жизнелюбивым, что казался моложе многих молодых людей. Я училась у него вот этой въедливости в работе, его трудолюбию. Потому что он мог повторять свою роль еще и еще раз, пока она не будет выучена до блеска. Я завидовала ему, глядя на то, как его роль на бумаге вся исписана, исчеркана, подчеркнуто самое важное. И с ним не забалуешь! С ним нельзя было работать так, с ленцой, вполсилы. Он был требователен и к себе, и к партнерам. От него сразу заражались энергией все, кто вокруг него был. Мы с ним часто партнерствовали, многие годы, в «Поминальной молитве», в «Женитьбе». И, когда после болезни у него чуть-чуть хуже стала работать одна рука, он собрался уходить из театра. Мы все его уговаривали остаться. Но он не хотел, чтобы зритель его видел не таким, каким привык всегда видеть Венгера – веселым, здоровым. И Венгер ушел и стал писать. Просто потому, что он не мог сидеть просто так. Он был жизнелюбом и он стал писать о своей профессии, о людях, которые его в жизни окружали. И Слава Богу, что он за это взялся! Потому что, если у артиста кино есть пленка, и мы через многие годы можем любоваться его игрой, то у судьба у актеров театра иная. Театр – это сиюминутное искусство. Открывается занавес и артист выходит на сцену — блистает своим талантом. Но, если он не выходит на сцену какое-то время, зритель его забывает… Венгер оставил о себе память навсегда. И, что бы там ни говорили, Виталий Константинович незаменим. Его просто некем заменить.

Автор: 
Оксана Гордеева
23.10.2016