Будь в курсе
событий театра

Ушел из жизни народный артист Виктор Егунов

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Вчера Иркутск прощался с народным артистом России Виктором Егуновым. Гражданская панихида состоялась на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, которому актер отдал более 60-ти лет. В полумраке лилась негромкая музыка. В последний раз на сцену Виктору Егунову несли цветы коллеги, друзья, знакомые и благодарные зрители – все, кому посчастливилось соприкоснуться с его талантом, мудростью и добротой. А те, кто, попрощавшись с любимым артистом, вышли на улицу и случайно посмотрели на небо, стали свидетелями необычного явления – над крышей драмтеатра кружила стая чаек… В последний раз со сцены великого артиста провожали аплодисментами.
 

На сцене Иркутского драматического театра Виктор Егунов исполнил более 200 ролей, и каждая из них запоминалась зрителям. Ведь любой образ артист пропускал через себя, избегая прямой трактовки, играя самых отъявленных злодеев и героев. Даже Владимир Ильич Ленин в исполнении артиста в «Кремлевских курантах» Николая Погодина далек был от плакатного вождя мирового пролетариата, а скорее был философом. Но, по мнению коллег и друзей? больше всего артисту удавались лирические роли, ведь они точно ложились на его собственное мироощущение.
 

Родился Виктор Егунов в семье рабочих 1 февраля 1928 года в Китае, на станции Казанцево Китайско-Восточной железной дороги. Позже его семья переехала в город Мичуринск, где он окончил первый и второй классы, а потом перебралась в город Зиму, на родину родителей. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, Виктор Егунов работал учеником токаря в паровозном депо. В 1944 году поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре, где учился вместе с будущим прославленным кинорежиссером Леонидом Гайдаем. В 1948 году будущий народный артист был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в городе Ачинске Красноярского края в должности авиамеханика на бомбовооружении. А в 1952 году, после демобилизации, вернулся в Иркутский драмтеатр, в котором работал до конца жизни.
 

Виктор Егунов был старейшим и ведущим актером драматического театра, и выражение «человек-эпоха» по отношению к этому артисту можно употреблять без ложного пафоса. На его счету множество ярких ролей. Вехой биографии артиста в 1967 году стала роль Александра Адуева в инсценировке романа Гончарова «Обыкновенная история». Его герой проходил в спектакле путь от наивного, с распахнутыми глазами юноши до матерого, циничного чиновника, успешно вписавшегося в систему. А в 1968 году большой резонанс в городе вызвала работа Виктора Егунова в спектакле «Бег» по пьесе Михаила Булгакова, где он сыграл роль больного, полубезумного, страдающего муками совести генерала Хлудова. В числе сыгранных ролей Егунова – целая галерея образов светлых и мудрых чудаков, русских доморощенных философов. Это Козулин в «Характерах» Василия Шукшина и Непряхин в «Золотой карете» Леонида Леонова, Нестор в инсценировке повести Валентина Распутина «Живи и помни» и Митя Вислухин в пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби». Одной из самых ярких работ подобного плана стал уже в 1990-х годах странник Лука из пьесы Горького «На дне».
 

Впрочем, с не меньшей самоотдачей он играл и отрицательных персонажей. Даже если литературный материал был не очень глубок, актер всегда ухитрялся находить оправдание малосимпатичным героям. В его исполнении администратор Калошин из пьесы Александра Вампилова «История с метранпажем» оказался не только мерзавцем, но и жертвой. Даже у Фомы Опискина из инсценировки романа Достоевского «Село Степанчиково» почувствовалась своя правда.
 

Во многих спектаклях Виктор Егунов играл вместе со своим другом, корифеем иркутской сцены Виталием Венгером. «Полоумный Журден», «Вечер», «Смерть Тарелкина» – лишь некоторые спектакли с их участием. Блестящим стал в 1994 тандем этих артистов в ролях Счастливцева и Несчастливцева в «Лесе» Островского. Одной из последних ролей Виктора Егунова стал Еремеев в спектакле по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
 

Помимо актерского дарования у Виктора Егунова были и другие таланты. Он прекрасно рисовал, писал рассказы. Правда, в свет успела выйти только одна книга его воспоминаний – «Второй после Всевышнего». Неоднократно актер выступал в качестве постановщика и художника-сценографа спектаклей. Он собрал ныне хранящийся в Иркутском областном краеведческом музее макет здания Иркутского драматического театра и макет интерьера зрительного зала, который многие годы помещался в вестибюле напротив кассы. Кроме того, Виктор Егунов много лет преподавал в Иркутском театральном училище.
 

Но все, кто знал Виктора Егунова, будут помнить его не только за это, а прежде всего за удивительные душевные качества. За умение, обладая всеми возможными званиями – народного артиста, Почетного гражданина Иркутска, ветерана труда, кавалера ордена «Знак почета» и т.д., оставаться очень простым и отзывчивым человеком, с одинаковым уважением относящимся к пожилым и молодым людям.
 

В театре артисты любят давать вторые имена, часто они шутливые, но почти всегда многоговорящие. Коллеги звали Виктора Егунова Тятей, считали его мудрым и добрым старшим товарищем, к которому в любой ситуации можно обратиться за помощью.
 

КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕМ ЕГО ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ? ИМ СЛОВО

Театральный критик Сергей Захарян: «Не было случая, чтобы он не был услышан…»
 

– О Викторе Пантелеймоновиче Егунове даже в этот печальный день хотется говорить как о живом человеке. А человек это был замечательный. Такой негромкий, неспешный, но во всем честный, надежный. Человек многообразных талантов. Это именно человеческий талант добра и честности в работе, в жизни. Это был человек со стержнем, к которому можно было прийти и всегда хотелось прислониться. Возле которого нужно было находиться обязательно, особенно когда он был на сцене. И просто так посидеть с ним рядом, посмотреть на него… И жизнь становилась светлее, честнее и красивее. Этот актер проработал в драматическом театре, из ныне продолжающих здесь служить, больше всех. И каким бы ни был спектакль – заладился он или не заладился, на Егунова всегда нужно было смотреть. Он своих персонажей – трагических, комических, романтических – всех наделял своими человеческими качествами. И тогда даже злодей становился объемным, от него было невозможно оторвать глаз. А что касается его негромкого голоса, то не было случая, чтобы он не был слышен, потому что как будто все замирало, затаивалось, и ты чувствовал вместе со всем залом необходимость слушать его.
 

Журналист и писатель Арнольд Харитонов: «Он мог бы стать хорошим писателем…»

– Я всегда боготворил его как актера, ценил и уважал его как теплого и доброго человека. Виктор Пантелеймонович при всем своем высоком статусе актера никогда не отмахивался от маленьких людей, он для всех был совершенно одинаков. Его трудно оценить, потому что он – это целая эпоха. Старшее поколение помнит Олега Кошевого в «Молодой гвардии», он по молодости играл героические роли, и это было все очень достоверно. Он долгие годы играл Ленина, и это тоже было своеобразно. Все его роли перечислить невозможно. Кстати, он в достаточно представительном возрасте сыграл Аркадия Счастливцева в «Лесе» у режиссера Кокорина. А Несчастливцева играл Венгер. И это была замечательная работа, несмотря на то что они по возрасту «проехали» эти роли. Но об этом совершенно не думалось, потому что два великих актера на сцене могут все. Одна из самых последних его ролей – Фома Опискин в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели». Это был выдающийся спектакль – прежде всего потому, что Виктор Пантелеймонович раскрыл эту роль совершенно по-своему. Он не был деспотом, он был таким тонким иезуитом, удивительно достоверным в своем негодяйстве. Он написал хорошую книгу «Второй после Всевышнего», мне кажется, он бы мог стать хорошим писателем. Это теплые воспоминания о детстве, о родителях, о театре. А главное – там везде присутствует его добрая улыбка, с которой он всегда смотрел на жизнь.
 

Заслуженный артист РФ Александр Крюков: «Зритель его ждал…»

– Всю нашу актерскую жизнь мы провели с Виталием Венгером и Виктором Егуновым в одной гримерной. Мы играли вместе во многих спектаклях. И это партнерство приносило не только удовлетворение, но и пользу. Мы учились друг у друга, заряжались. Например, спектакль «Смерть Тарелкина» был очень тяжелый, но он проходил радостно. Мы страшно уставали все трое, приходили, падали на свои места и, прежде чем разгримировываться, просто сидели.

В своих ролях он играл себя, все брал изнутри. Когда он выходил на сцену, лица у зрителей сразу менялись – появлялась добрая улыбка. А это значит, зритель его ждал, любил, прислушивался к тому, что он говорит.

В этот день его и приятно, и трудно вспоминать, потому что от нас ушел не только хороший актер – актер звездный, но и мой друг.
 

Народный артист России Виталий Венгер: «Мы очень любили «Лес»…

– Тяжело всем, в одинаковой степени и независимо от длительности знакомства с Виктором Пантелеймоновичем. Вся наша творческая жизнь происходила в этой гримерной, поэтому мы считаем ее своим домом. Ушел друг, ушел коллега, партнер, замечательный человек. Это человеческая трагедия, потому что нами пройден определенный возрастной Рубикон. И жизнь наша перешла в определенную возрастную ипостась, когда мы редко виделись, мало общались. Но все равно с нами остается его человеческое живое. Одна из последних наших работ была «Соло для часов с боем». А что касается ролей «Леса» – здесь мы много и долго партнерствовали. Витя играл Счастливцева и был более оптимистично настроенным героем, а я – Несчастливцева. Мы очень любили этот спектакль. Мы иногда сами работали над образами, невзирая на видение режиссера.
 

Актриса Иркутского драматического театра Ольга Шмидгаль: «Ушел очень близкий человек…»

– Виктор Пантелеймонович – это целая эпоха, человек удивительной судьбы, огромного и многогранного таланта. Такое ощущение, что для меня он был всегда. В театре его все называли Тятей. И мы, молодежь, постепенно стали его так звать. Думаете – почему? Раньше так звали отца, только тятя – это очень ласково. И это удивительно, как Виктор Пантелеймонович при своих регалиях мог остаться для всех очень близким человеком. И сейчас я испытываю чувство, что ушел очень близкий для меня человек. И я не смогу поговорить с ним – очень просто. Все были с ним на «ты», и он был со всеми на «ты». Особенно ему удавались лирические роли, там просачивалась вся глубина этого актера и человека.
 

Заведующая литературной частью Иркутского ТЮЗа Лина Иоффе: «Полтора года он рассказывал мне о своей жизни…»

– Нас с Виктором Пантелеймоновичем свела судьба во время работы над его книгой. Я читала его газетные очерки и как-то подошла поговорить о том, что ему можно было бы написать книгу. Он начал сомневаться, но потом сказал: я к вам приду сам. И он год не приходил, и я была уверена, что это все поросло быльем. Но он пришел и сказал: я созрел, чтобы принять ваше предложение. С этого момента мы на протяжении полутора лет один – два раза в неделю встречались у него дома, и он мне рассказывал о своей жизни. А потом из того, что он рассказал, мы решали, что он запишет. После этого вычитывала текст, мы его вместе правили. За это время мы очень подружились. Мы сделали книгу, и ее издал Геннадий Сапронов. Потом он говорил, что, может быть, созреет до второй книги, но не случилось.
 

Директор департамента культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева: «Виктор Егунов показал нам, как надо жить…»

– Культура Иркутской области понесла огромную утрату. Виктор Пантелеймонович нам многое сказал своими ролями, своей жизненной позицией, показал, как нужно жить на этой грешной земле. О том, как нужно любить, как можно щедро дарить людям тот талант, которым наделил тебя Всевышний. Это был настоящий артист – самородок, это был настоящий гражданин, который любил людей, любил жизнь. Но наступает момент прощания. Я думаю, что сегодня мы должны попросить прощения у этого человека – за то, что в жизни у него не всегда было столько цветов, как сегодня, не всегда было столько внимания. Просить прощения за недосказанное. В нашей памяти Вы останетесь светлым, добрым человеком. 
 



СОБОЛЕЗНОВАНИЕ Депутаты Законодательного собрания Иркутской области выражают глубокое соболезнование родным и близким, коллегам народного артиста России Егунова Виктора Пантелеймоновича в связи с его кончиной.

Без малого шесть десятилетий самоотверженного служения театру, более двухсот ролей – таков итог творческой биографии Виктора Егунова.

Сценическая палитра артиста была необычайно широка. Ему были подвластны как образы вождей, так и людей из народа. Много лет преподавал в Театральном училище, щедро делясь опытом с актерской сменой.

Виктор Егунов известен не только благодаря незаурядному актерскому дарованию, но и активной жизненной позиции. Он был куратором народных теат-ров области, членом жюри фестиваля «Театральная осень на Байкале». В 1999 году Виктору Егунову было присвоено звание Почетного гражданина Иркутска.

Память об этом большом мастере сцены, замечательном человеке навсегда сохранится в сердцах земляков. 



Администрация Иркутской области выражает искреннее соболезнование родным и близким в связи с кончиной Виктора Пантелеймоновича Егунова – прославленного мастера российского театра, ведущего актера Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, народного артиста России, Почетного гражданина Иркутской области.

Весь свой уникальный, поистине, народный талант Виктор Пантелеймонович дарил людям, своим зрителям, которые ценили и искренне любили его. За всю свою длинную актерскую жизнь Егунов создал на сцене незабываемую галерею персонажей произведений отечественной и мировой драматургии. Свое профессиональное мастерство он щедро передавал молодому поколению артистов своего любимого театра, которому он всю жизнь служил верой и правдой.

Иркутяне навсегда сохранят в своих сердцах светлую память о прославленном актере, прекрасном человеке со щедрой и всегда открытой людям душой.

07.09.2007