Умное лицо молодого театра
Разработка сайта:ALS-studio
«Женитьбу» Николая Гоголя поставил на основной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова молодой московский режиссер Рустем Фесак. Оценив его постановочный стиль как «умное лицо молодого театра», столичные критики не погрешили против истины. Спектакль получился пронзительным и смешным, но не карикатурным. Скорее всего, потому что персонажи в его постановке, несмотря на то что одеты в костюмы XIX века, вполне современны. Они сталкиваются с проблемами, которые с высокой долей вероятности есть и у зрителей.
– Это спектакль о желании простого человеческого тепла, – так охарактеризовал свою постановку сам Рустем Фесак. – Все герои пьесы понимают, что такое жить в одиночестве. И когда я говорю про человеческое тепло, я это ощущаю как очень современную тему.
Действительно, в век, где правят бал интернет и социальные сети, дефицит человеческого тепла и одиночество – темы очень современные. Даже если история разворачивается в реалиях позапрошлого века. Эскизы костюмов и декораций в постановке выполнены московским художником Ольгой Васильевой. С помощью состаренных рам с цветными стеклами она создала в постановке атмосферу одновременно бытового и фантазийного пространства, где каждый герой смотрит на мир по-своему и желает одного ему понятного счастья. Но получить его каждому мешают не только обстоятельства, но и сам человек, его личная инерция. Ощущение тоски по несбывшемуся усиливает грустная пронзительная музыка, которая звучит на протяжении всего спектакля.
Фабула пьесы известна каждому школьнику – задумал однажды надворный советник (заслуженный артист России Игорь Чирва) жениться. И начал к этому делу обстоятельно готовиться, позвал сваху, начал шить фрак, чистить сапоги, а еще больше разглагольствовать о грядущем семейном счастье, как бы пробуя на вкус, выбрав жертвой своих словесных излияний слугу (артист Алексей Орлов II). Но так и не дошло бы у него дело непосредственно до сватовства, если бы не его друг Кочкарев (артист Степан Догадин), который взял процесс в свои руки и, с помощью хитрости устранив других женихов, организовал свадьбу с купеческой дочкой Агафьей Тихоновной (артистка Анна Дружинина). Но тем самым только доказал народную мудрость: насильно счастливым никого не сделаешь. Жених сбежал, испугавшись раз и навсегда изменить свою жизнь.
Почти все герои спектакля зрелые люди с большим холостяцким стажем, которые воспринимаются не как карикатурные персонажи, а как обычные люди со своими историями. Экзекутор Яичница (Александр Дулов) вовсе не вызывает презрения, даже выказывая свой меркантильный интерес к приданому невесты. А когда отставной пехотный офицер Анучкин (заслуженный артист России Александр Ильин) говорит, что для него главное, чтобы невеста знала по-французски, становится ясно, что это только ширма, за которой скрывается страх расстаться с прелестями холостяцкой жизни. Моряк Жевакин (заслуженный артист России Владимир Орехов) заставляет зрителя смеяться, стараясь понравиться невесте, и плакать от сочувствия его пронзительному одиночеству. Еще одна яркая роль – невеста в исполнении Анны Дружининой, которая сумела в нескольких фразах рассказать свою историю: как страшно не просто оказаться «старой девой» (героиня даже немного сожалеет по утраченной свободе), а жить без любви.
В спектакле есть заново переосмысленные режиссером сцены, например, когда Кочкарев приходит уговаривать невесту выбрать Подколесина, а она тайком курит у окна, он тоже закуривает, как бы втираясь к ней в доверие, и дальше они как старые знакомые обсуждают женихов. И трогательные лирические моменты, когда Подколесин и Агафья Тихоновна объясняются в любви и едят пирожные, измазавшись кремом.
Финал спектакля, когда Подколесин выпрыгивает в окно, заставляет зрителя задуматься, как трудно человеку с уже сложившимися привычками расстаться со своим маленьким мирком даже ради большого счастья и столкнуться лицом к лицу с новым и неизвестным.