Будь в курсе
событий театра

«Удивительное дело, как идет жизнь моя!»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Одной из премьер 168-го театрального сезона в Иркутском академическом театре станет спектакль «Ипохондрик». За основу спектакля режиссер народный артист России Иосиф Фекета взял одноименную пьесу русского писателя и драматурга Алексея Писемского.
 
В центре истории, рассказанной Алексеем Феофилактовичем, оказывается Николай Михайлович Дурнопечин, «мнимый больной», который постоянно находится в тревоге от того, что может заболеть какой-либо болезнью. Именно это заставляет ипохондрика как можно реже выходит из дома и все чаще лежать и рассуждать, как несправедливо быстро проносится жизнь мимо него. Некоторые исследователи творчества Алексея Писемского утверждают, что данное произведение не лишено автобиографического контекста.
 
Алексей Феофилактович Писемский родился 23 марта (по новому стилю) 1821 года в небогатой дворянской семье, которая проживала в селе Раменье Костромской губернии. Детские годы будущего писателя прошли в Ветлуге, где его отец служил городничим. С 1834 по 1840 год учился в костромской гимназии. После ее окончания Писемский поступает в Московский университет на математическое отделение философского факультета. О своем студенчестве Писемский вспоминал так: «Научных сведений... приобрел немного, зато познакомился с Шекспиром, Гёте, Руссо, Вольтером, Гюго, сознательно оценил русскую литературу».
 
После окончания университета поступает на службу в костромскую палату. Служебные поездки по губернии подарили Писемскому богатый материал для творчества. Первым опубликованным произведением был рассказ «Нина» (1848 год), но настоящую известность ему принесла повесть «Тюфяк» (1850 год). Первые повести Писемского поставили его в один ряд с лучшими писателями того времени.
 
В 1953 году Погодиным были изданы «Повести и рассказы» Писемского в трех томах, куда вошла, в том числе, и пьеса «Ипохондрик». Активно сотрудничает с редакцией журнала «Москвитянин», где был опубликован первый рассказ из серии «Очерки из крестьянского быта» - «Питерщик», затем последовали «Леший» (1853) и «Плотничья артель» (1855), позже – «Старая барыня» и «Батька» (1862).
 
Выйдя в отставку и переехав зимой 1954 года в Петербург, Алексей Писемский сближается с редакцией другого журнала – «Современник».
 
В 1856 году отправляется в организованную Морским министерством экспедицию на берега Каспийского моря с целью исследования быта населения, занимающегося рыболовством. Вернувшись, создает ряд очерков и приступает к работе над одним из главных своих произведений – романом «Тысяча душ», который был напечатан в «Отечественных записках» в 1858 году. Важное место в творчестве Писемского заняла также пьеса «Горькая судьбина» (1859 год), за которую в 1860 году получил премию Академии наук.
 
В 60-70-е годы Писемский создает драмы и романы, среди которых «Былые соколы» (1864 год), «Птенцы последнего слета» (1865 год), «Хищник» (1873 год), «Просвещенное время» (1875 год) и др. Последний роман Алексея Феофилактовича «Масоны» был опубликован в 1880 году в журнале «Огонек».
 
Сегодня одно из известных произведений Алексея Писемского осмыслить сценически, разгадать те истины, которые были заложены драматургом, заглянуть в души и сердца тех персонажей и образов, которые создал автор, взялись артисты Иркутского драмтеатра. Разбирая с режиссером спектакля народным артистом России Иосифом Фекетой каждое слово, каждую фразу, произнесенную Дурнопечиным, Соломонидой Платоновной, Прохором Прохоровичем и другим, охлопковцы приближаются к главной мысли произведения. Какой? Узнаем в скором времени.
Фото: 
Анатолий Бызов
31.01.2018