Будь в курсе
событий театра

Творческие встречи у Вампилова. День шестой. Вы дайте мне хоть капельку любви

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Сахалинский международный театральный центр им. А.П.Чехова привёз на фестиваль семейную драму по пьесе М.Горького «Васса Железнова» (режиссёр – Антон Коваленко).
 

Всем известная пьеса М.Горького повествует о жизни семьи Железновых, где царят нешуточные страсти, есть место ненависти, изменам, похоти, но лишь для любви двери закрыты. Актуальная тема дележа наследства притягивает внимание зрителя, помогая ему увидеть современность горьковской пьесы. Васса Железнова – личность сильная, деятельная, энергичная. Всё у неё хорошо получается: бизнес вести семейный, делами домашними руководить, да вот только дети «не получились». Алчные, злые ходят они к матери и только и знают, что просят деньги, делят наследство ещё не скончавшегося главы семейства. Эмоции в спектакле на пределе. Тёмные декорации, меняющиеся и двигающиеся прямо во время действия, нагоняют на зрителя тоску и даже ужас от такой «семейной жизни».
 

«Матери – великие грешницы да и мученицы великие», - говорит в одном из своих монологов главная героиня, определяя тот внутренний конфликт, который происходит в её душе на протяжении всей пьесы. Зритель видит Вассу «железной» леди с сильной волей, но случаются и такие моменты, когда она вдруг становится сентиментальной любящей матерью, ищущей спокойствия и семейного счастья женщиной. Некая двойственность видна не только у Вассы Железновой. Противоречивость характера присуща и Людмиле – жене сына Вассы - Павла. Преданно любя свою свекровь, она ненавидит своего мужа. Эту двойственность выражают и декорации: в правом углу сцены стоит стена с изображением образа, оболочки человека – это словно вторая сторона героев. В погоне за благополучием главная героиня и её дети утратили душу. На сцене колокол словно выносит приговор очередному страшному событию этой недружной семьи. Ссора – звон, приезд старшей сестры – звон, смерть – звон. Звук ударов колокола становится вестником важного семейного события.
 

Семью Железновых не связывает ничего, кроме наследства да молитвы, которую поёт смиренная, преданная своим господам служанка. Готовые убить друг друга из-за денег братья и сестры становятся врагами. Васса печётся о судьбе кривобокого сына Павла, но даже пробивающиеся иногда сквозь чёрную завесу материнские чувства не способны вывести детей из беспробудного сна об их доле наследства. «Вы не злые, просто у вас любви нет», - словно приговор звучат слова со сцены. Спохватилась Васса, но уже поздно. «Не получились у меня дети, может, хоть внуки радовать будут», - сквозь слёзы молит главная героиня в конце спектакля. Прося хоть чуть-чуть любви у своей дочки Анны и жены Павла Людмилы, Васса становится не сильной и непоколебимой женщиной, а слабой, несчастной матерью, пытающейся выпросить хоть горсть любви, которой так не хватало её семье.
 

Спектакль «Наследство» - драма человека, драма семьи, пример того, что может произойти от непонимания, измен, жажды денег. Спектакль – учитель, спектакль – назидатель, спектакль, рассказывающий, как жить не надо, и насколько ценна простая человеческая любовь.


Фото: Роман Кириченко

Автор: 
Марина Палеева
26.09.2015