Будь в курсе
событий театра

Творческие встречи у Вампилова. День седьмой. На сцене Мирнинский театр

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

26 сентября последним на X Международном театральном фестивале современной драматургии имени А. Вампилова свою постановку пьесы Ч. Мори «Балаган» представил нам Мирнинский театр (г. Мирный, Республика Саха (Якутия)). Эта история заинтересовала очень многих: количество пришедших зрителей превосходило количество мест в зале. Уже стульями заставили проходы, а люди всё шли и шли, в результате некоторым опоздавшим пришлось смотреть спектакль стоя.
 

Всё соответствует названию: в центре сцены - небрежно брошенные в ожидании своего часа железные стулья, где то вдалеке звучит музыка попурри. Спектакль про театр, но не в смысле «вся наша жизнь», а про конкретный, и имя ему «Балаган».
 

Это история о труппе, репетирующей несколько постановок одновременно. Канонический «Гамлет» и уморительно смешная «Тётушка Чарли», страдающая Офелия и тёмный кровопийца Граф Дракула, разносторонне талантливые актёры, чуточку ленивые и неорганизованные (как и все творческие личности), и требовательный режиссёр с собственным видением каждого произведения. Всё это и есть настоящий театр!
 

Провинциальный летний театр в здании старинного коровника каждый курортный сезон собирает артистов и играет два (а между ними ещё один) спектакля, и, тем не менее, гордо именует себя репертуарным. Кажется, труппа во главе с Гордоном Пейджем, тоже не знает, получится ли у них что-то на этот раз. Перед зрителем, что называется, распахнуты двери в таинство таинств - от кастинга до репетиций и даже буфета. Искромётные репризы, легкость и виртуозность исполнения, и вот эта самая «заветная» тема, конечно, делают спектакль необычным. Когда они успевают менять костюмы, перевоплощаясь в такое количество персонажей? Играют самих себя, и минимум по три роли в готовящихся к постановке спектаклях. Кстати, костюмы и декорации так придуманы, будто действительно их сооружали при малом бюджете и на скорую руку, но весьма талантливо.
 

Сменяют друг друга, переплетаясь и превращаясь в фантасмагорию, репетиции. Вихрем проносятся сцена за сценой, «Тётушка Чарли» перемещается в саванну, граф Дракула роняет вставные клыки и путается в халате, а Гамлет, теряющий череп Йорика, в конце концов признаётся в любви. Режиссёр-романтик Гордон Пэйдж - мечтает поставить и сыграть «Короля Лира». В то же время, руководители труппы решают, вернее, пытаются решить массу насущных проблем, постоянно довлеющих над таким маленьким неизвестным театриком: вот Гордон, вместе с завтруппой Крэгом пытаются выбивать финансирование у спонсора, вот они же упрашивают «гениального» художника Генри Миллса за одну ночь придумать и выполнить декорации. И дело вроде бы потихоньку налаживается, но тут на сцену выходит режиссёр-«новатор» Сюзанна Хантсмен и всё опять переворачивается с ног на голову. Действие настолько стремительно меняется, что порой не успеваешь следить за перипетиями сюжета, охватить целиком все детали постановки: как в детском калейдоскопе, весёлые цветные картинки так и мелькают перед глазами. Хохот в зале смолкает только к финалу.
 

Зрители аплодируют стоя и благодарят артистов цветами. Но главное, что есть и в пьесе, и в постановке - это то самое хрупкое, настоящее ощущение театра. Моменты, когда и актёры, и зрители понимают, зачем и для чего всё это делается, почему театр так важен и для тех, кто в нём работает, и для тех, кто приходит смотреть спектакли.

 

Фото: Кирилл Фалеев

Автор: 
Анна Филатова
28.09.2015