Будь в курсе
событий театра

Творческие встречи у Вампилова. День пятый. Круглый стол «Границы дозволенного: Театр и вызовы современности»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

24 сентября в пресс-центре Иркутского академического театра состоялся один из самых спорных Круглых столов – «Границы дозволенного: Театр и вызовы современности.Пути развития современного театра. Региональный театр в современных условиях». Дискуссия развернулась вокруг проблем провинциального театра: формирование трупп, деятельность театральной критики в провинции.
 

Председателем заседания выступил кандидат культурологии, научный сотрудник лаборатории по теоретическим и методическим проблемам искусствоведения Алексей Бураченко: «Тема, заявленная на этом круглом столе - огромна. Дело в том, что нынешняя театральная провинция является необьятным материком, который мало исследован. Сейчас её оценивают, например, по таким показателям, как фестивали. Появился такой феномен, как фестивальные спектакли: театр сознательно создаёт нечто особенное, чтобы позже показать эту работу на каком-нибудь фестивале. Затем по различным фестивалям делается срез того, что происходит сегодня в театральной сфере. А чем же живёт провинциальный театр каждый день, чем наполняется репертуар? Хочется создать творческо-научную команду, которая занялась бы исследованием провинциального театра, потому что он находится сейчас в несколько заброшенном состоянии. У меня складывается ощущение, что все мы находимся на пороге переломного момента, потому что сейчас созревает ситуация, при которой отношения в театральной сфере начнут коренным образом меняться».
 

«Сегодня органы власти не очень грамотно умеют формулировать заказ, потому театр может проявлять инициативу и сам себе делать этот заказ, убеждая потом органы власти, что его работа социально и творчески значима. Это обоюдный процесс, другой вопрос - насколько обе стороны к нему готовы», - заметила генеральный директор ТКЦ «Театр-Информ», топ-менеджер в театральной сфере высшей квалификации, преподаватель Высшей школы деятелей сценического искусства п/р Г.Г. Дадамяна Ольга Сенаторова.
 

Когда разговор зашёл о театральной критике в провинции, слово взял художественный руководитель и директор Мирнинского театра Сергей Шаманаев: «Иркутск, Москва, Санкт-Петербург в нашем понимании города, на которые мы равняемся. Мирнинский театр существует порядка восьми лет. В прошлом театральном сезоне мы поняли, что без критики, без взгляда со стороны начинаем вариться в «собственном соку», поэтому вынужденны были приглашать к себе критиков за собственные деньги. Вопрос в том, кто захочет ехать в маленький, никому не известный городок и может ли существовать конструктивная критика при таких условиях?».
 

«Для того, чтобы была театральная критика в провинции, нужны издания, которые охотно публиковали бы развернутые статьи. В любом городе найдётся автор, который может сделать эту работу плохо или хорошо, но дело в том, что многие газеты вообще отказываются от разделов по культуре»,- отметила театровед, театральный критик Светлана Жартун.
 

Театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра Вера Максимова не стала сглаживать углы затронутой проблемы: «Сегодня очень тяжёлое работаете в провинции, но Союз театральных деятелей держится на периферии. Боритесь, требуйте вернуть критические семинары в отдалённых российских регионах».


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Анна Филатова
25.09.2015