Будь в курсе
событий театра

Тургеневская девушка Ольга Шмидгаль

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Тургеневская девушка Ольга Шмидгаль
Руководит студенческим театром

Актриса Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Ольга Шмидгаль, несмотря на юбилейный возраст, остается похожей на непоседливого ребенка. Когда разговаривает со своей 11-летней дочкой Дашей, именно та учит маму благоразумию и умению держаться солидно. Казалось бы, беззаботная юность прошла, пора остепениться, но разве остановишь порывы души, стремление сделать жизнь многоцветной?

Артистка из Алексеевска

– Все мы родом из детства, – говорит Ольга Шмидгаль, начиная рассказывать о поселке Алексеевск Киренского района, где прошли ее детство и школьная юность.

Мечтательной она стала, наверное, потому, что жила в окружении природы. С крыши дома, где любила сидеть часами, был виден стремительный бег реки Лены и белые пароходы, плывущие по ней, словно лебеди. Эти пароходы низкими гудками приветствовали друг друга, устраивали перекличку, как матросы на палубе.

Оля любила читать книги, о которых рассказывала в школе учительница по литературе. Это была доступная всем классика, в которой девушек называли барышнями, и носили они не простенькие юбочки-блузочки, а длинные платья с вырезами, открывающими изящные шейки. Какая девица могла позволить себе подобные наряды в 1960-е годы? Актриса! Ольга не сомневалась, что будет актрисой, и все ее героини предстанут перед публикой в прекрасных туалетах, полных романтического флера.

Сельчане подшучивали над ней, прозвище «артистка», прочно закрепившееся за Олей, звучало с долей иронии и абсолютным неверием в сказанное. Не сомневалась только добрая, все понимающая мама, которая верила в мечты дочки и всячески поощряла ее стремление быть не похожей на других.

Становление характера

Конечно, в год окончания школы Ольга в Иркутское театральное училище не поступила. Куда ей, деревенской девчонке, было тягаться с городскими красавицами. На экзаменах она растерялась, забыла все выученные произведения, но какой-то добрый человек посоветовал ей пойти в культпросветучилище. Она начала там учиться, и до сих пор благодарна судьбе, которая распорядилась первым годом ее жизни в Иркутске таким образом.

Ольга попала на курс молодых и дерзких педагогов – выпускников Улан-Удэнского института культуры. Но главное – она стала любимой ученицей педагога по сценической речи Елены Эристави, которая сразу разглядела в девочке талант. Она-то и подготовила ее для поступления в театральное училище.

Курс, на который попала Ольга, учился странно. В тот год поступило много талантливых ребят, некоторые из них сегодня работают в театрах Москвы. А вот с педагогами по актерскому мастерству не повезло, они менялись постоянно. Поэтому учились кто как мог, по крупицам собирая знания по специальности. Настоящими студентами они почувствовали себя только когда стали репетировать с режиссером Борисом Преображенским. Он научил их работе над ролью, помог узнать, из каких слагаемых складывается единое театральное пространство. Одним словом, они стали выпускниками, которых с удовольствием приглашали на работу «купцы» – руководители театров России.

Из трех городов, в которые приглашали Ольгу на работу, она выбрала Томск. Заманчиво было оказаться на одной сцене с учениками режиссера Льва Додина, которых из Ленинградского института театра, музыки и кинематографии «целево» распределили в сибирский ТЮЗ. К сожалению, здание театра находилось на ремонте, ребята-ленинградцы держались особняком, почти не общаясь с другими актерами. Поскучав месяц-другой, Ольга вернулась в Иркутск.

А начиналось все с роли мальчика

Главным режиссером Иркутского драмтеатра в 1980-х годах был Григорий Жезмер, отличавшийся прогрессивностью мышления, тягой к современной проблемной драматургии и любовью к Шекспиру. В спектакле «Старый дом» по пьесе Казанцева он дал Ольге Шмидгаль роль мальчика-подростка, в меру смышленого и безмерно любопытного. Это было «боевое» сценическое крещение, хотя конечно же она мечтала о ролях героинь.

Впрочем, потом в актерской судьбе Ольги Шмидгаль их было немало. Запомнилась молоденькая героиня из спектакля «Репетитор», поставленного по пьесе Полонского режиссером Игорем Кучером. Девчушку, мечтавшую стать актрисой, играть было несложно. По сути, Ольга перевоплощалась в саму себя. Передать искреннее восхищение при встрече со знаменитой актрисой ничего ни стоило, с открытым ртом она смотрела на старейшин театра – Людмилу Темиряеву, Капитолину Мыльникову, Антонину Рыбакову, учась у них актерскому мастерству, умению получать удовольствие от игры на сцене.

И все-таки самыми близкими для актрисы стали героини пьес Чехова. Сначала была Аня в «Вишневом саде» режиссера Сергея Болдырева, позднее – Соня в «Дяде Ване» Вячеслава Кокорина. Обе они умели любить и ждать, быть верными в дружбе и мужественными перед лицом житейских невзгод. Если Аня была полна романтических мечтаний о счастливом будущем, то Соне пришлось до конца испить горький напиток жизни, научиться «нести свой крест и верить…».

При всем жизненном оптимизме, на сцене Ольга Шмидгаль часто играла роли, в которых женского счастья было не так уж и много, например, Стелла в «Трамвае «Желание» Уильямса или Ольга Семеновна в спектакле «О любви» по инсценировкам рассказов Чехова. Сегодня ей стали поручать в основном характерные роли, в работе над которыми требуется особого рода мастерство, умение в одной или двух сценах создать запоминающийся образ.

Педагогическая практика

Одно время Ольга Шмидгаль вела занятия по актерскому мастерству и художественному слову в театральном училище, но потом решила, что не владеет методикой преподавания, а быть некомпетентной не хочет. Несмотря на уговоры директора остаться, она ушла. Но «свято место пусто не бывает», вскоре ей предложили стать художественным руководителям театра «Эксперимент» Байкальского государственного университета экономики и права. Актриса приняла приглашение, полагая, что это будет неплохая прибавка к зарплате, но вскоре увлеченные театром студенты стали для нее родными людьми.

С ними она ставит спектакли, подробно разбирает роли, прослеживая характеры героев в сценических перипетиях. Результатов добивается впечатляющих, ее актеры-любители бывают очень убедительны на сцене. Не случайно преподаватель актерского мастерства театрального училища заслуженный артист Александр Булдаков после спектакля «Равнодушный красавец» пригласил Надю Кривобокову и Диму Акимова учиться к себе на курс.

Ольга Шмидгаль убеждена, что мечты обязательно должны сбываться, и хорошо, что ребята, для которых театр стал образом жизни, могут учиться актерской профессии. Она рада помочь воплощению мечты каждого, если у нее есть такая возможность. Например, свою подругу она пригласила сыграть одну из ролей в спектакле «Несравненный Наконечников» по пьесе Вампилова.

– Слово материально, никогда не поздно ставить цели и идти к ним, чего бы это ни стоило! – считает Ольга Шмидгаль. – Жизнь интересна во всех проявлениях, она стоит того, чтобы каждый прожитый день был праздником.

19.03.2008