Будь в курсе
событий театра

Театр: от замысла к воплощению

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

День театра, который весь мир ежегодно отмечает 27 марта, Иркутский драматический театр решил отпраздновать по-особому, а именно открытием выставки «От замысла до воплощения», которая рассказывает зрителю, как создается спектакль. Экспозицию разместили рядом с музеем театра, который,кстати, недавно отметил 25-летний юбилей.
 

Спектакль создается силами многих людей, это очень трудоемкий процесс В театре около 50 актеров и более 200 работников, которые участвуют в постановочном процессе. Это режиссеры, художники по костюмам, свету, мастера пошивочного и бутафорского цехов, костюмеры, гримеры, работники сцены и многие другие.
 

Оказывается, театры получают от государства задания- поставить от трех до шести новых спектаклей в год. На создание спектакля могут уйти месяцы, а иногда годы. Хотя, к примеру, на стилизованную постановку недавней премьеры «Орфей и Эвридика» ушел всего один месяц, но это редкий случай. Творческий процесс нельзя втиснуть в какие-то конкретные рамки.
 

На выставке «От замысла к воплощению» представлены эскизы костюмов, а также сами костюмы и аксессуары к ним, реквизиты, макеты и фотографии спектаклей. Самые «старые» из представленных нарядов относятся к постановке 1988 года «Царь Федор». Самые впечатляющие одеяния из спектакля «Сумерки богов» — Чумы и ее слуги Ворона — изготовлены по эскизам художника по костюмам Оксаны Готовской.
 

— Среди костюмов есть свои долгожители, - сказывает Оксана, - которые годами используются в одном спектакле, а затем перешиваются и продолжают существовать в другом. Еще я заметила, что если театральное платье принадлежит персонажу, который «носит его смолоду до глубокой старости», то ткань этого платья быстрее изнашивается, как будто его действительно носили всю жизнь. Эта необычная театральная примета на самом деле оказалась реальностью.
 

У каждого экспоната есть своя интересная история и предназначение. Все вместе они раскрывают различные постановочные аспекты, в данном случае: исторический, стилизованный и фантазийный. Возможно, следующую подобную выставку составят по другому принципу, все будет зависеть от пожелания зрителей.
 

Особое внимание привлекают макеты спектаклей главного художника театра Александра Плинта, заслуженного деятеля искусств, тем, что все они сделаны в разной стилистике. У каждого художника есть свой характерный почерк, по которому знатоки узнают автора. Главная особенность стиля Александра Плинта, как он сам о себе говорит, — ломать традиции.
 

— У меня совершенно другой подход. Я люблю разностилье, использую различные фактуры, в зависимости от того, какой у меня драматургический материал. — рассказывает Александр Ильич. — И всегда стремлюсь, чтобы говорили: «Это не Плинт. он так не оформляет!» — хотя это делал я. Мне интересно, когда новые постановки не похожи на предыдущие. Поэтому макеты, которые здесь выставлены, такие разные.
 

Художнику-постановщику часто приходится заниматься инженерными и техническими конструкциями, следить за тем. чтобы разработка хорошо смотрелась визуально и к тому же была достаточно прочная.
 

—Я не люблю кому-то поручать техническую часть, потому что мне самому очень нравится придумывать какие-то автономные механизмы, которых в театре не было, — говорит Александр Плинт, — какие-то блочные системы или переплетение разномасштабных площадок, которые несут определенную эстетику в пространстве. Например, в «Короле Лире» сам рассчитал параметры колеса, чтобы оно выдержало тридцать человек, стоящих наверху, и вращалось под углом.
 

На вопрос где находится его рабочее место: в кабинете или на сцене, Александр Ильич ответил, что ни разу а жизни не придумал ни одного спектакля, сидя у себя в мастерской за столом.
 

— Я не лукавлю, это правда. В мастерской я занимаюсь только технологией выпуска спектакля. Идея воплощения пьесы может прийти в любом месте. Решение оформления сцены в спектакле «Король Лир» мне пришло на остановке общественного транспорта. Тогда у меня на глазах у какой-то машины с колеса вывалился защитный колпак и закрутился на дороге. Если представить государство как машину, у которой отпало одно колесо, она уже никуда не движется. Так родилось образное решение темы, и главным объектом на сцене стало огромное колесо, которое на протяжении спектакля постоянно меняет свое положение. По колесу перемещаются персонажи: сумеют ли они удержаться или соскользнут с колеса истории — вот в чем вопрос. Основной принцип работы — составление образного пространства. Насколько это получается или нет, вопрос довольно сложный, но интересный.
 

Недавно мы делали «Старомодную комедию», — продолжает художник, — в которой действие происходит на Рижском взморье. Я предложил начать спектакль в полной темноте под фонограмму шума морских волн. Представьте, сколько себе вообразит зритель в этот момент! Воздействуем на слух, потом постепенно добавляем визуальный ряд, создаем не декорации, а среду, в которой будут существовать актеры и весь зал. Зритель — он всегда мой соучастник, мы с ним должны попасть в один и тот же тон восприятия.
 

Все начинается с прочтения драматургического произведения, — раскрывает следующий секрет Александр Плинт. — Если пьеса не нравится, я иду «методом от противного»: то есть стараюсь сделать ее такой, чтобы в итоге я ее принял. Не скрою, все. что я делаю в театре, я делаю только для себя. Нормальный человек, будучи немного эгоистом, никогда не сделает для себя плохо. Ну а если мои творения еще кому-то по душе — значит, мы находимся в одной тональности. Если моя личная тональность совпадает с тональностью сценографа и тональностью зрителя в зале, тогда получается полный хеппи-энд.


Выставку «От замысла к воплощению» можно посмотреть по понедельникам с экскурсией «Тайны закулисья» или перед спектаклями. Планируется, что экспозиция будет постоянно обновляться.

 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Светлана Чайко
06.04.2013