Театр и школа: разговор о важном
Разработка сайта:ALS-studio
Доброй традицией Иркутского академического драматического театра стали встречи со школьниками и студентами в рамках проектов «Диалог: театр-школа» и «Диалог: театр-вуз». Посещение спектаклей и последующие разговоры о профессии актёра и смыслах, закодированных спектакле, о сценическом воплощении произведений – всё это значимая для театра работа по привлечению интереса молодёжи к театральному искусству и литературе.
Очередная встреча артистов театра с учениками старших классов средней общеобразовательной школы №53 города Иркутска прошла 12 мая. Накануне ребята посмотрели спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. В гости к школьникам приехала народная артистка России Наталия Королёва и артист Сергей Дубянский. С удовольствием отмечаем, что дети были настроены на настоящий диалог, и встреча получилась живой и наполненной. Чувствовалось искренняя заинтересованность в беседе, дружественные, уважительные отношения, особенная атмосфера среди ребят. Приятно было слышать, как спокойно, корректно задавали они вопросы, называя при этом не только свои имена, но и отчества.
Анна Ивановна, ученица 10 класса: Что для вас значат произведения Распутина? И какие эмоции вы испытали, когда узнали, что вас утверждают на эти роли?
Наталия Королёва: Вчера на спектакле, который вы смотрели, так легко игралось. И я вдруг ощутила, как я благодарна режиссёру Геннадию Шапошникову, что он мне доверил эту роль. Ровно пять лет играем «Прощание с Матёрой», а только вчера я это осознала. Моя героиня Дарья много мне дала, многому научила и в жизни, и в профессии. Распутин всегда оставляет след в душе. В этой повести он не питает иллюзий – семья-то распалась. Внук уедет и неизвестно когда появится. Сын одной ногой в новом посёлке, а другой пока тут, в Матёре. Бабушке совсем осталось недолго. Всегда что-то созидается, а что-то разваливается, погибает. Самое главное для Распутина, чтобы человек не погиб нравственно. Распутин был провидцем. Человек должен быть совестливым, любить землю, на которой он живёт, заботиться о ней, понимать, что мы здесь временно, насколько всё скоротечно на этой планете. И что останется после нас. Я, например, надеюсь, на ваше поколение. Вы мне нравитесь. Я думаю, хорошо – вы потом подхватите эту жизнь. Мы очень серьёзно на вас рассчитываем. Когда Андрей, мой внук по спектаклю, уходит, посвистывая, это очень показательно для молодого человека – он не плачет, он смотрит вперёд. А Дарья говорит: «Не дай Бог, чтобы жизнь тебе показалось лёгкой». Распутину очень дорога жизнь на Земле.
Ирина Кузнецова, учитель русского языка и литературы: Распутин всё-таки оставляет надежду на Андрея. Ведь слова бабушки о том, почему ей жалко человека, задевают его. Он, конечно, посвистывает, но потому, что в силу возраста не до конца понимает глубину бабушкиных мыслей. Старуха Дарья ведь здесь праведница не только в своей семье, но и в своей деревне. Такой своеобразный оплот Матёры. И кажется, что со временем семья Андрея должна сплотиться, рано или поздно он унаследует эти ценности.
Сергей Дубянский: Для меня это спектакль, в первую очередь, о семье. О том, как важно слышать друг друга, несмотря на разницу поколений, не терять эту связь. Я очень боялся играть. В спектакле я исполняю роль Андрея. Наталия Васильевна – мой преподаватель по мастерству актёра. Это было огромной честью и ответственностью – работать на одной сцене с человеком, который тебя учил. Вообще работать с Наталией Васильевной – это счастье.
Илья Анатольевич, ученик 10 класса: В спектакле поднимается тема разногласий двух поколений, какую сторону в этом споре поддерживаете вы?
Сергей Дубянский: Даже не два, а три поколения. Старуха Дарья, её сын Павел и её внук Андрей. Есть Дарья, которая поняла эту жизнь и точно знает, что нужно сохранять память, то важное, что передавалось из поколения в поколение. Есть внук, который ещё пока ничего не понимает, но у него есть огромное желание действовать. Для него прогресс необходим. И есть Павел, который как между двух огней. Именно в нём происходит самый главный конфликт, именно он мечется и мучается, понимая, что и на месте мир стоять не может и больно ему оставлять родную землю. Что касается моего личного отношения, когда мы только ставили спектакль, я вообще был на стороне своего героя, однако прошло шесть лет, сейчас я думаю, а как же память? Вот так меняется человек.
Наталия Королёва: Конечно, мы все жили и стремились поехать на эти стройки, это был комсомольский задор. Там рождался патриотизм – мы же строим такую мощную гидроэлектростанцию. Люди там влюблялись, семьи создавали, город огромный построили – Братск. В этом есть настоящая жизнь. В спектакле есть прошлое, настоящее и будущее. Дарья понимает, что память должна жить в человеке. А молодые рвутся вперёд. Молодёжь и сейчас рвётся вперёд. И это правильно. Есть такая крылатая фраза: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». В этом и заключается вечный конфликт, о котором и пишет Валентин Распутин.
Никита Алексеевич, ученик 10 класса: Я не совсем понял, в чём символизм опускающейся люстры после того, как дом старухи Дарьи сгорел.
Наталия Королёва: Вас поразил этот яркий свет? Вы зажмурили на минутку глаза? Это очень сильный образ, который придумал художник спектакля Александр Плинт. Мы в спектакле говорим о том, что Матёру затопят, чтобы обеспечить людей электричеством, «свет пойдёт по проводам». И вот это самое электричество вспыхивает очень неожиданно и буквально ослепляет всех вокруг, а потом – полная темнота. Это холодный, мёртвый свет. Мы были на родине Валентина Распутина – в деревне Аталанке. И до сих пор нет там электричества, включают его только на несколько часов. Несмотря на то, сколько понастроили электростанций, сколько земли затопили, рек перекрыли. С одной стороны – прогресс, а с другой стороны – деревня сегодня почти опустела. Валентин Григорьевич построил в этой деревне школу, а учеников в ней всего ничего.
Дарья Викторовна, ученица 11 класса: Как вам удаётся прочувствовать все эмоции, которые испытывают ваши герои, сыграть так, чтобы всё было по-настоящему?
Наталия Королёва: Эмоция рождается во время существования на сцене, её нельзя принести с собой и достать в нужный момент. Работа над ролью – это долгий путь, который начинается с чтения текста, возникает много вопросов, много непонятного. Отвечая на все вопросы, расшифровывая загадки, артист постепенно подготавливает свой организм к рождению эмоции, выстраивает логику поведения, событийный ряд. От события к событию герой меняется – всё происходит как в жизни. Именно так устроена система Станиславского. Эмоции появляются, когда артист начинает жить этим, верить во все обстоятельства. Например, в спектакле «Прощание с Матёрой» Сергей играет моего внука по имени Андрей, и на сцене я отношусь к нему, как к своему родному внуку, и на сто процентов верю, что он мой внук, причём любимый внук, на которого я возлагала надежды, могу с ним посмеяться и поплакать.
Сергей Дубянский: Эмоциональный фон рождается здесь и сейчас. Сегодня проснулся – ты один человек, завтра просыпаешься с новым жизненным опытом, другие обстоятельства влияют на тебя, новую книжку прочитал – уже стал другим. Поэтому один и тот же спектакль каждый раз будет звучать по-разному, сохраняя, конечно, свою основу.
Арина Юрьевна, ученица 11 класса: Не прошло ещё 24 часов с момента просмотра спектакля, поэтому сложно выразить все свои эмоции. Со мной часто бывает: прочитала книгу, посмотрела фильм или спектакль, и уже потом через неделю, через две, через месяц, вдруг понимаю о чём те или иные слова. Сложно всё разом осмыслить. Спектакль «Прощание с Матёрой» очень понравился. И кульминацией для меня стало, когда Дарья уже прибрала дом и сказала: «Всё, жгите!». На этом моменте всё оборвалось внутри, и слёзы полились.
Наталия Королёва: Ты так хорошо сказала. Это самое дорогое, когда спектакль в зрителе начинается после спектакля. Когда человек пошёл домой, а у него в сердце возникают чувства, в голове – мысли. Мне очень важно, как молодёжь относится к спектаклю. Жалко ли вам этих старух? Как думаете, что с ними стало? Распутин ведь не даёт конкретного ответа. И в спектакле у нас такой космический финал. Странное существование, кажется, что они уже все на том свете. Есть только намёки.
Алина Альбертовна, ученица 10 класса: Какое ваше любимое произведение у Распутина?
Наталия Королёва: Я очень люблю «Последний срок». Спектакль по этой повести мы играем лет 14. Очень люблю свою героиню старуху Анну. У Распутина было две любимых героини – Дарья и Анна. А как можно не любить Дарью, я над ней до сих пор ещё работаю. Невозможно объять космос Распутина сразу. «Прощание с Матёрой» мы привозили в Москву, играли его в Малом театре – одном из самых старых театров России. Это был необыкновенный спектакль, десять минут нам аплодировали стоя, не отпускали. Распутин – это писатель с мировым именем. У нас в Иркутске жил такой человек, такой мастер, такой иркутянин. Где бы он ни был, он всегда возвращался в Иркутск, не забывал своей родины, не предавал её.