Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Театр для молодых: Как сегодня трансформируется классическое искусство?

Версия для печатиВерсия для печати

До открытия нового театрального сезона остаются считанные дни. Именно театр считается одной из основных достопримечательностей Иркутска. Предметом гордости нашего города и, можно сказать, вторым после Байкала «магнитом» для интеллектуальных туристов. В преддверии нового сезона «АиФ в ВС» решил проследить за тем, как сегодня видоизменяется классическое искусство и каким способом сегодняшний театр привлекает зрителя?

Самым гибким в этом отношении оказался, как ни странно, старейший из иркутских театров – Охлопковский. Как отметил его директор Анатолий Стрельцов, если в Москве для разного зрителя есть разные театры, то в Иркутске удалось создать своего рода «политеатр» - на базе одного театра открыть несколько сцен, рассчитанных на разную публику. Итак, подробнее об альтернативных сценах, интерактивном общении со зрителем и прочих театральных нововведениях:

Экскурсии и «счастливые билеты»

Современный театр становится более открытым и интерактивным. С недавнего времени в иркутском драмтеатре, например, можно побывать на экскурсии за кулисами. Зрителям предлагают познакомиться со старинным зданием, посмотреть, как работают цеха театра, изготавливаются декорации, шьются костюмы, побывать в «святая святых» - гримуборной. Поток желающих бывает таким большим, что одновременно знакомиться с закулисьем приходят по две-три группы посетителей.

В преддверии премьер зрители могут принять участие в розыгрыше билетов. Причём одни из таких конкурсов рассчитаны на хорошие знания (перед премьерой «Игрока» Достоевского желающим предлагали заполнить целую таблицу, посвящённую как самому произведению, так и жизни писателя в период работы над ним). Другие же предполагают везение: например, перед премьерой спектакля «Женитьба» бесплатно побывать на премьере могли девушки по имени Агафья.

Многие помнят «театральный трамвай», который ходил по улицам Иркутска. В салоне раздавали «театральную» карамель, а предъявив фотографию на фоне необычного транспортного средства, можно было получить билет на спектакль.

«Щукинцы» и учебная сцена

Обучение театральному мастерству — такой опыт уже два года (с осени 2010-го) реализуется в Иркутске. Иркутский академический совместно со столичным Театральным институтом имени Б.Щукина готовит будущих актёров. Интересно, что педагоги и ученики общаются не только во время выездов тех и других, но посредством сети Интернет. Работают со студентами и местные мастера сцены. Проект сегодня уникален в рамках страны, особенно учитывая расстояния.

У иркутских зрителей есть возможность наблюдать, как развиваются будущие актёры. С марта этого года студенты-щукинцы ставят свои учебные спектакли на «Четвёртой сцене», оборудованной из репетиционного зала. Самый настоящий зрительный зал рассчитан на пятьдесят мест. Плата за билет – чисто символическая (в пределах полусотни рублей).

«С особым смыслом»

Уже два года иркутские зрители могут побывать на спектаклях «с особым философским смыслом». В подвальном помещении открылась альтернативная, или «Другая сцена», рассчитанная на 45-60 мест в зависимости от режиссерского замысла. Здешний репетуар далёк от академического. Как описал задачи нового пространства художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников, эта сцена – «своего рода лаборатория. Мы будем пытаться не играть здесь, а мыслить…Театр должен быть живым, и здесь должна быть другая, иная драматургия, современная, которую невозможно поместить на Основную или Камерную сцены».

Спешим… на бал!

Театральные балы – ещё одно начинание, известное зрителям на протяжении нескольких лет. Совместный проект Молодёжного театрального движения и Студии старинного танца «Antiquо More» оказался популярен как среди школьников и студентов, так и среди публики 25-30-летнего возраста.

Театральное движение молодых существует в Иркутске уже семь лет. Другие его детища – Фестиваль любительских театров «Алые паруса», благотворительные спектакли для тяжело больных детей и воспитанников детских домов.

Кстати

Иркутян скоро увидят в Москве. В середине сентября коллектив Охлопковского театра  отправится на гастроли в столицу, чтобы сыграть там «Последний срок». Спектакль по повести нашего земляка Валентина Распутина уже награждён в 2009 году Главным призом Международного театрального фестиваля «Золотой витязь». Нар.арт. России Наталия Королёва, исполнительница главной роли спектакля «Последний срок», награждена главными премиями театральных фестивалей - «Золотой Витязь» в Москве и Тамбовского театрального фестиваля. Дипломов лауреатов этих фестивалей удостоены артисты Степан Догадин, засл. арт. России Людмила Слабунова, засл. арт. России Татьяна Двинская, арт. Анастасия Пушилина.

Комментарий

Анатолий Стрельцов, директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охолопкова:

Театр – это не музей, и театральное искусство ни в коем случае не должно быть статичным. Да, это не совсем демократичное искусство, и оно всегда будет требовать от зрителя большого багажа знаний, всегда будет оставаться элитарным по своей сути. Тем не менее, театру должна быть присуща динамика. С сегодняшним зрителем можно говорить и современным, понятным ему языком, и нынешний Гамлет вполне может обходиться без перьев и плаща, поднимая современные вопросы. Я понимаю, что у этой точки зрения могут быть противники. Однако глубоко убеждён, что можно сохранить суть театра, «кафедры, с которой можно рассказать миру много добра», даже придав ему современное звучание.

 

Автор: 
Инна Пальшина
29.08.2012