Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Театр – дело молодое!

Версия для печатиВерсия для печати

Незадолго до своего юбилея драматический театр объявил конкурс творческих работ среди молодежи. Мы не ожидали такого потока интересных, ярких, оригинальных по мысли сочинений. Ребята писали о значении Охлопковского театра в их жизни: кто-то вспоминал о первом увиденном спектакле и о тех чувствах, которые испытал, кто-то рассуждал о его последней премьере, кто-то—о любимом актере, о значении драматического театра в жизни города…

 
В этом номере мы публикуем фрагменты этих сочинений.
 

Екатерина Кочмарева, 11-й класс школы № 26, г. Иркутск:

 
…Мое первое знакомство с театром имени Н.П.Охлопкова состоялось совсем недавно, в феврале 2009 года. До этого момента я никогда не была в нем. В тот день моя подруга предложила пойти на спектакль охлопковцев «Ромео и Джульетта» за компанию. Сама она уже давно ходила в этот театр и с восхищением рассказывала о нем. Мне был не совсем понятен ее восторг.
 
Но когда я впервые вошла в этот театр, сразу удивилась его величию и красоте, особенно его зрительному залу. Уют и что-то родное чувствовалось в его стенах. На спектакле мы сидели в первом ряду, рядом с ударной установкой, на которой играл актер А.Орлов, исполняющий роль Ромео. На протяжении всего спектакля я не могла оторвать взгляд от сцены. Мне безумно понравилось, как играли актеры, их костюмы и то, как они чудесно поют. Я даже не знала, что у драматических артистов такие голоса!
 
После всего этого я решила еще поближе познакомиться и узнать наш драмтеатр. Я стала ходить на другие спектакли, зашла на сайт театра в Интернете. К сегодняшнему дню я уже посмотрела десять разных спектаклей, а на два из них сходила повторно.
 
Теперь я просто не понимаю, как я раньше не была знакома с этим театром, сколько времени я упустила, не увидела его прежних спектаклей, которые уже не идут. Я просто влюбилась в Его Величество Театр, он стал для меня необходимостью, будто вторым домом, куда я могу просто прийти и отдохнуть в близкой мне среде и атмосфере. Драматический театр – это особый, неповторимый мир, из которого не хочется уходить.
 
Диана Дейкина, 11-й класс, г. Иркутск:
 
…В спектакле по чеховскому «Вишневому саду» «Сны Ермолая Лопахина» в постановке драматического театра смешное переплетается с грустным, а в целом спектакль дает простор для размышлений. Я видела его уже дважды, но каждый раз открываю в нем для себя что-то новое. Спектакль стал для меня событием, именно тем, которого так не хватало для понимания этой пьесы.
 
Сама идея сделать этот спектакль камерным, приблизить зрителя к месту действия способствует лучшему его восприятию. Совсем рядом, возле моего плеча прозвучали слова Раневской: «Если бы снять с груди и плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»
 
В тот момент все для меня стало ясно. Словно появилось недостающее звено, и неожиданно, сама собой, сложилась мозаика. Вот, оказывается, о чем эта пьеса! Все герои, так или иначе, находятся в плену своего прошлого, своих воспоминаний, и именно это делает их несчастными, толкает на, казалось бы, необъяснимые действия.
 
Интересной и оригинальной показалась мне идея совместить эпохи: присутствие на сцене игрушки, паровозика с дистанционным управлением, и цифрового фотоаппарата не вносит разлада в происходящее, скорее наоборот—приближают время действия пьесы к сегодняшнему дню. Вот таким я увидела этот спектакль. Спасибо драматическому театру—одним ярким впечатлением в моей жизни стало больше.
 
Елизавета Тирон, 11-й класс лицея № 1, г. Усолье-Сибирское:
 
Эссе «В театр за счастьем»
 
…Театр—это целый мир: своеобразный, яркий, интересный, неповторимый, со своими правилами и стилем жизни. Когда ты приходишь в театр, ты попадаешь в мир спектакля: наблюдаешь за игрой актеров, за жизнью персонажей, невольно перенося что-то на себя, на свои поступки, и при этом сопоставляешь, размышляешь, думаешь, чувствуешь… Это и есть процесс самопознания.
 
Одна из главных проблем современных молодых людей—это неумение и нежелание мыслить. Научить думать и чувствовать может театр. Он направит тебя и подскажет, в каком направлении двигаться. Театр может помочь увидеть ситуацию со стороны и оценить ее.
 
Печально, когда человек не ходит в театр, когда театр остается невостребованным в его жизни. Но это поправимо.
 
Однажды я собрала своих одноклассников, а они живут в городе, где нет своего театра, поэтому театр для них—что-то абстрактное. Я постаралась как можно интереснее рассказать им о спектакле, заинтересовать, а где-то и заинтриговать их, вызвать желание его увидеть. Спектакль этот — «Ромео и Джульетта».
 
…А на обратном пути все дружно обсуждали спектакль, у всех горели глаза. Мои друзья наперебой высказывали свои мнения, рассуждали, спорили о поступках персонажей… Словом, спектакль вызвал у всех бурю эмоций и разных чувств. А я безумно радовалась за своих одноклассников, что в их головах произошел своеобразный прорыв, многие говорили, что нужно обязательно поехать и посмотреть что-то еще…
 
Спектакль и сам театр оставили в их сердцах неизгладимый след, посеяв что-то хорошее и доброе. Многие сожалели, что до сей поры никогда не бывали здесь, и говорили, что теперь пригласят своих родителей в этот театр. Я видела, как они радовались и по-настоящему были счастливы.
 
Так как же теперь отделить театр от настоящих мгновений счастья?! Эти понятия неразрывны. Конечно, не стоит понимать это буквально, театр не сделает тебя счастливым навек, но когда ты смотришь хороший спектакль, ты становишься внутренне богаче, испытываешь легкость и чистоту внутри, настоящую, необъяснимую радость от соприкосновения с хорошей драматургией, режиссурой и исполнением.
 
…Идите в театр, живите с ним, радуйтесь жизни, каждому ее дню, потому что каждый день неповторим и прекрасен: именно этому и учит нас театр.
 
Валерия Приезжева, 11-й класс, с. Мамоны, Иркутского района:
 
…Гаснет свет, загораются огоньки у сцены, которая наполняется причудливыми тенями. На сцене появляются актеры. Спектакль начинается…
 
Я люблю этот театр. Люблю это место, где можно отвлечься от мирской суеты. Место, куда приходят сотни людей за переживаниями, за радостями… Приходят, чтобы прожить ту жизнь, которую видят на сцене. Когда я в драматическом театре — я дома. Здесь совершенно особенная атмосфера, которую сложно передать словами. Я в ней как дома… в пушистой шали: уютно и покойно. Возможно, это покажется странным, но пребывание здесь похоже на релаксацию, такое сильное воздействие он на меня имеет. Не зря в театре придуман антракт: можно поразмышлять, переосмыслить то, что ты увидел, что осталось в твоем сердце.
 
Для меня театр — это величайший труд людей. А смотреть спектакль — это уметь чувствовать и сопереживать. Если вам захочется новых ощущений, новых эмоций, новых сильных чувств, которые разбудят ваши мысли, разум, фантазию, — приходите на огонек в Охлопковский, и вы не пожалеете! А я однажды так уже сделала, поэтому я здесь, сижу в зале и жду продолжения спектакля.
 
…И вот гаснет свет, причудливыми тенями наполняется сцена, выходят актеры — и спектакль продолжается…
 
А еще мне хочется поделиться своими мыслями о спектакле «Очень простая история».
 
…Самое большое впечатление произвела судьба отца Лешки, которого по ходу пьесы все называют просто Соседом. Спившийся, ничтожный человек — таким он выглядит в глазах окружающих. Но это не так. Это человек высокой морали, о чем свидетельствует его желание сохранить жизнь еще не родившегося ребенка. Мало того что люди не прислушиваются к нему, — они оскорбляют и унижают его, вероятно считая, что это ставит их на ступень выше. Но именно Сосед является истинным гуманистом, он все и всех прощает, так как знает, что это говорят не люди, а их злоба.
 
Он верит в теорию о том, что если умирает праведный человек или даже зверь, то он становится ангелом-хранителем для кого-то другого, родившегося на земле. Он был очень светлым человеком, но огорчает, что даже после смерти его не поняли.
 
К сожалению, такое часто встречается в жизни. Актер Алексей Орлов, исполнявший эту роль, настолько убедителен, что я забывала, что я в театре, что все это игра, — настолько он был естественен. И это относится ко всем актерам. Исполнители меня просто потрясли. Оказывается, так органично можно сыграть животных. Какой талант и умение, какое мастерство высшей пробы нужно иметь! Ведь человеку сыграть животное не так просто, тем более чтобы это была не пародия. Я раньше никогда не задумывалась о том, что можно так правдоподобно передать характер и повадки зверей. Спектакль охлопковцев меня очаровал, иначе не скажешь. Я думаю, что все достоинства спектакля выразились ярче еще и потому, что он идет на камерной сцене. Камерную сцену отличает от основной то, что находишься в непосредственной близости к актерам. Хочу сказать, что это интересная задумка руководства драматического театра — создать такую малую сцену. В зале сто мест, свободных никогда не бывает, поэтому попасть на спектакль — большая удача. Я счастлива, что познакомилась с этим театром, а «Очень простая история» — это, пожалуй, лучшее, что я видела из всех театральных постановок в своей жизни.
 
Дарья Мартьянова, студентка второго курса ИГЛУ:
 
…Недавно случилось то, что сильно изменило мое мировоззрение. Начиналось все обыденно — мы с подругой взяли билеты в Охлопковский театр на спектакль «Сумерки богов», который идет на камерной сцене. Пришли, заняли места согласно купленным билетам… и на полтора часа пропали из нашего мира.
 
Хотите — верьте, хотите — нет, но это было действительно так. Повторюсь — спектакль идет на камерной сцене, а это значит, что зритель становится участником действа, в данном случае — сразу нескольких. Ведь «Сумерки» — это несколько трагедий А.Пушкина, объединенных мыслью о «сумерках сознания» рода человеческого. Гении и злодеи, Дон Гуан и Скупой рыцарь, дворяне и челядь — все они уводили за собой, каждый в свою историю, рассказывая были и небылицы, пируя на костях во время чумы и вынашивая мысли об убийстве недостойного, любя и ссорясь.
 
В сумерках — только два цвета, черный и белый. Только они использовались на протяжении всего спектакля. А зеркала, отражающие свет и усиливающие тьму, никоим образом не мешали этому контрасту. Временами даже казалось, что все мы, персонажи и зрители, находимся в какой-то зыбкой реальности, готовой разрушиться от любого прикосновения…
 
И над всем этим витала музыка — «Реквием» Вольфганга Моцарта. Музыка, дарующая одновременно тревогу и странное умиротворение.
 
«Сумерки богов» — один из тех спектаклей, которые приводят к важным мыслям и выводам. Если вы не боитесь открыть свои «Сумерки» — добро пожаловать в театр.
 
Елена Петрова, студентка пятого курса ИГУ:
 
Расскажу о спектакле «Завтра была война» Бориса Васильева в драматическом театре. …На сцене — ребята в школьной парадной форме: коричневые платье и белые фартуки. Наверное, многие зрители пожилого возраста ощутили дух того времени, когда сами были молодыми. Казалось бы, все у этих школьников замечательно, легко и свободно, но гармония нарушается, как только приходит завуч Валентина Андроновна. Ее строгий костюм, собранные в пучок волосы и весь ее облик погружают нас в атмосферу социализма, строгого порядка и тотального контроля за всеми вокруг.
 
Противостояние человека и власти ощутимо на протяжении всего спектакля. Оно настолько губительно, что родные люди порой становятся чужими друг другу, как враги. Но в то же время есть люди, которые своей честностью и совестливостью противостоят этой системе.
 
Именно чувство справедливости сблизило двух девочек — Искру Полякову и Вику Люберецкую. Их дружба — это воплощение добра и света в полном непонимания мире.
 
Олицетворением справедливости и добра в спектакле охлопковцев становится директор школы — Николай Григорьевич. Его играет Николай Дубаков, и играет так, что за этим человеком можно пойти на любое правое дело. Он учит детей тому, чему никогда не научит полная лицемерия компартия с ее лозунгами о процветании народа.
 
Страх, внушаемый народу, обыски и ночные аресты, приговоры без суда и следствия, расстрелы невиновных людей, — все это мы видим на примере судьбы отца Вики Люберецкой, человека честного и справедливого, но арестованного по ложному доносу. И мы вместе с Викой сжимаемся от страха в своих креслах и переживаем вместе с ней эту трагедию. В нас все обрывается, когда мы узнаем о смерти Вики. Горечью и состраданием пронизана сцена прощания с ней.
 
Эта сцена режиссером Геннадием Шапошниковым выстроена потрясающе. Вика, уже ушедшая от нас, вся в белом, как несостоявшаяся невеста, олицетворяет собой протест и вызов этой человеконенавистнической власти. И нам хочется кричать, противостоять этому злу и несправедливости! Так не должно быть! И где-то теплится надежда, что бок о бок с тобой пойдут люди, которые выбирают путь любви, чести, добра.
 
Тяжело на душе после этого спектакля, где передано настроение той эпохи. И в то же время уходишь с чувством, что среди нас есть люди, живущие по совести.
 
Екатерина Ефремова, г. Иркутск
 
…В театре мы находим выход для наших эмоций, и в этом проявляется потребность души в чем-то светлом.
 
В наше суетливое время мы вечно торопимся, и лишь сидя в зале и забыв на время о проблемах, каждый из нас может понять что-то важное о себе, о жизни — то, что ускользает в каждодневной гонке и суете. Ведь и творчество возникает тогда, когда у тебя в душе что-то болит, что-то тебя тревожит. И зрители ходят в театр тоже не потому, что им радостно, а потому, что у них внутри, в душе, что-то болит. Когда у человека горе — люди идут либо в церковь, либо в театр.
 
Театр помогает разобраться в себе. Искусство и зритель соединяются, и происходит катарсис, очищение… На мой взгляд, театр придуман для того, чтобы помогать человеку жить.
 
Марина Абдуллина, студентка пятого курса БГУЭП:
 
В дни юбилея хочется сказать, что «культурные колокола» драмтеатра раздаются все громче и громче, и уже не только Иркутск наполняется их живительной силой, но и те города и страны, где он побывал на гастролях и фестивалях. Политика театра строится разнопланово и многомерно, в его репертуаре есть спектакли на разные вкусы зрителей, и каждый может выбрать что-то для себя.
 
Спектакли «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Зима», «Очень простая история», «Евгений Онегин», «Старший сын», «Сумерки богов» пользуются невероятной популярностью у молодежи. Ведь в них — те же проблемы и те же распутья, что и у юного поколения.
 
Помимо замечательных спектаклей театр много работает с молодежью. Успешен культурно-образовательный проект «Диалог: театр — вуз». Ведь студенты — будущие специалисты, те, от кого будет зависеть благополучие нашей страны. Возможно, одухотворенные сегодня хорошими книгами, спектаклями, они сумеют нести в общество идеи добродетели и нравственности.
 
Театр запустил проект по привлечению молодых дарований в качестве актеров. Это и кастинг непрофессиональных артистов для участия в проекте «Ромео и Джульетта», и набор студентов на заочное отделение театрального института. Претворяется в жизнь принцип «Дорогу — талантам!»
 
Молодежное театральное движение (МТД) под патронатом драмтеатра уже несколько лет успешно реализует свои проекты по работе со студентами и школьниками, охватив театральной деятельностью всю область, собирая на фестиваль «Алых парусов» сотни людей.
 
Работа с молодежью приносит свои плоды. Билетов в театр не достать за месяц. Актеры отмечают в зрительном зале все больше и больше молодых лиц, горящих глаз.
 
Очень важно вовремя указать молодым нужное направление, показать другой мир и другое восприятие жизни. Ведь театр—он такой же настоящий, как и реальность. Он дает нам опыт, учит на чужих ошибках понимать жизнь, сопереживать другому человеку.
 
Я поздравляю любимый театр с юбилеем и надеюсь на дальнейшую дружбу с ним.
Автор: 
Лора Тирон
02.12.2010