Будь в курсе
событий театра

Там, где рождаются актеры

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутское театральное училище без преувеличения является одной из самых важных составляющих культурной жизни Приангарья. Именно из этих стен выходит большинство артистов местных театров, которым будет рукоплескать и дарить цветы публика. Многие из выпускников уже достигли больших успехов не только на региональных, но и российских сценах, а некоторые снискали мировую славу. Кузница театральных кадров Иркутской области, уже выпустившая около тысячи артистов самых разных профилей, в конце прошлого года широко отметила полувековой юбилей.
В официальных документах уже давно колледж, а в жизни все равно — Иркутское театральное училище. Это название стало настоящим брендом, известным не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Выпускники иркутского училища работают в театрах и кино по всей стране, от Камчатки и Сахалина до Калининграда и ближнего зарубежья. Многие из них с успехом трудятся в Москве и Санкт-Петербурге. Наиболее широко известны, например, имена Владимира Гуркина и Ивана Вырыпаева, ставших не только актерами, но и драматургами, режиссерами театра и кино.

 

Молодая поросль
 

Один из ведущих артистов молодого состава труппы драматического театра им. Н.П. Охлопкова Олег Матэрн родом из Томска, но приехал учиться на актера именно в Иркутск, в Иркутское театральное училище, которое окончил в 2008 году. Курс набирал заслуженный артист России, опытнейший актер иркутского драмтеатра, режиссер и педагог, к тому времени уже выпустивший в театральном училище несколько десятков молодых актеров Александр Булдаков. Будущий артист Олег Матэрн выделялся на общем фоне сразу, поэтому стал выходить на профессиональную сцену драмтеатра чуть ли не с первого курса.
 

«Первая роль у меня была в спектакле «Завтра была война» — очень маленькая, всего три реплики, — рассказывает Олег Матэрн. — Все было по-настоящему, и так здорово. И все четыре года, пока учился, я играл в этом спектакле. И сейчас продолжаю, но уже другую роль, немного побольше. Это один из моих любимых спектаклей». Со временем начинающего актера начинали вводить и в другие постановки, так что к концу обучения в училище он уже был частью труппы и естественным образом был принят в театр на работу. Сегодня он занят в 20 спектаклях репертуара и в части из них — в главных ролях.
 

Свой неожиданный выбор приехать поступать из Томска именно в Иркутск, а не, например, в Москву, Петербург, он объясняет просто: «Там и так достаточно хороших артистов, а здесь артистов мало — и плохих, и хороших. А они нужны. Поэтому мне кажется, что я здесь нужнее». Впрочем, выбор города и учебного заведения тоже был неслучаен — об Иркутском театральном училище как хорошей школе актерского мастерства знают и в Томске.
 

Профессия как судьба
 

Кажется, что профессия актера не предполагает ничего дополнительного, ведь все, что нужно для работы, всегда с собой — тело и душа. Однако овладеть ими настолько, чтобы заставлять зрителя верить в происходящее на сцене, очень нелегко. Учебная программа настолько насыщенна, что ей, пожалуй, может позавидовать любой престижный вуз. Студенты обучаются с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю. Кроме того, много заданий они получают и на дом. Бывает так, что уже к следующему утру нужно не только прочитать пьесу, сделать доклад по истории, но и подготовить серию этюдов на заданную преподавателем тему. Список учебных дисциплин просто поражает: не считая общеобразовательных предметов и узкоспециальных актерских, таких как мастерство актера, сценическая речь, пластика, грим, здесь также изучают ритмику, классический, народный, бальный танцы, современную хореографию, сольфеджио, вокал, фехтование, игру на музыкальных инструментах, итальянский, французский языки и так далее. Неудивительно, что такой напряженный график выдерживают немногие. До выпуска доходит примерно половина, но самая талантливая и выносливая.
 

В училище есть три основных специальности: актер драматического театра и кино, актер музыкального театра и актер театра кукол. При этом каждый учебный год набирают курс только одной специализации. «Мы работаем по заданию учредителя — министерства культуры и архивов Иркутской области, а оно, соответственно, получает заказ от профессиональных театров региона, — объясняет директор Иркутского театрального училища Татьяна Гаевская. — Например, сейчас в Приангарье есть потребность в артистах театров кукол. В прошлом году выпустились артисты музыкального театра, в этом заканчивают свое обучение артисты драмы и кино».
 

Выпускников одного курса бывает не очень много. Например, в прошлом году их был 21 человек. Студентов для пополнения труппы Иркутского музыкального театра набирал один из самых ярких представителей его труппы Вячеслав Варлашов, заслуженный артист России. Однако непосредственно в сам коллектив музыкального театра попали лишь девять человек. Часть выпускников, по статистике, будут пробовать свои силы в театрах других регионов, особенно в Москве; кто-то, возможно, продолжит обучение в высших учебных заведениях, кто-то уйдет в другую сферу.
 

Делают заявки для пополнения своих трупп театры и других городов региона, которые наиболее остро нуждаются в профессиональных артистах. «Но у нас нет законных оснований заставить наших выпускников ехать работать, например, в Черемхово или Братск, где есть театры, нуждающиеся в новых артистах, — говорит директор Татьяна Гаевская. — Будущие выпускники нынешнего года были набраны по заявке Черемховского драматического театра, но очень сложно сейчас сказать, кто из них поедет туда работать. И тем не менее тенденция у нас положительная — 90% выпускников нашего училища остаются в театрах Иркутской области».
 

Кстати, если говорить о статистике, 80% артистов Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова — выпускники Иркутского театрального училища, около 70% — работают в ТЮЗе, такое же количество — в театре кукол «Аистенок», несколько меньше в музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Если говорить более конкретно, то в драмтеатре служат 52 выпускника училища, в ТЮЗе — 28, в музыкальном театре — 25 человек, в «Аистенке» — 20.
 

«Практически каждый десятый выпускник нашего училища отмечен государственными наградами или званиями. Я считаю, что это высокий процент», — говорит директор театрального училища Татьяна Гаевская. Всего же выпускников у училища уже почти тысяча.
 

Разговор о совести
 

Для заслуженного артиста России, ведущего актера и режиссера драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадия Гущина нынешний четвертый курс Иркутского театрального училища — первый педагогический опыт в качестве художественного руководителя. Почти четыре года назад он лично выбрал больше 30 парней и девушек, чтобы сделать из них артистов. К выпускному курсу осталась примерно половина — но зато с теми, кто остался, уже можно делать спектакли и выходить на настоящую публику. Что и было сделано в преддверии юбилея театрального училища в прошлом году.
 

С октября по ноябрь студенты училища начали показывать свои спектакли на профессиональных площадках Иркутска: сначала на камерной сцене драмтеатра, а потом и в ТЮЗе. В их числе был и спектакль «Не в свои сани не садись», созданный Геннадием Гущиным в рамках учебного процесса весной прошлого года.
 

«Конечно, профессия актера — это не аплодисменты или цветы, а прежде всего внутренняя духовная работа, становление самого себя, поиск собственного я, — говорит художественный руководитель курса Геннадий Гущин. — Научить человека говорить и двигаться на сцене — это несложно, а вот попытаться скорректировать его мировоззрение — в разы сложнее, и это большая ответственность, потому что в будущем они могут оказаться моими партнерами на сцене».
 

Студенты вместе со своим наставником уже успели поставить пьесы «Звезды на утреннем небе» Александра Галина и «Тринадцатая звезда» Виктора Ольшанского, но все же основополагающей в любой творческой профессии остается классика. По словам Геннадия Гущина, Островский — только на первый взгляд что-то дремучее, на самом деле в пьесе «Не в свои сани не садись» все про сегодняшний день. «Скажу избитую фразу, но Островский сегодня актуален как никогда, — говорит режиссер. — В пьесе все замешано на товарно-денежных человеческих взаимоотношениях: если хочешь пробиться в жизни — сначала добудь где-нибудь денег; настоящую любовь можно попытаться купить; встречают по одежке и так далее. Все это вечные темы. Я придерживаюсь формулы Товстоногова, который считал, что театр прежде всего должен говорить о совести, поэтому каждый свой спектакль я стараюсь ставить с этой точки зрения».
 

Рождение спектакля
 

Впрочем, увидеть спектакли училища можно не только на профессиональных театральных площадках Иркутска. Показ студенческих постановок на публику — обязательная часть учебной программы. Для этой цели есть своя учебная сцена, которая вмещает около 80 зрителей. Когда здесь проходят открытые показы, зал не бывает пуст. Несмотря на то, что стабильного графика показов, как и широкой рекламы, нет — сарафанное радио делает свое дело, и зрители у начинающих артистов есть всегда.
 

При этом спектакль на учебной сцене, как правило, живет не больше двух лет: студенты приобретают профессиональные навыки примерно к третьему курсу, а после четвертого уже выпускаются из училища. Хотя исключения бывают и здесь. Например, Александр Булдаков, будучи художественным руководителем одного из курсов, почти всех своих воспитанников пригласил в свой собственный театр «Браво», который, по сути, родился из его преподавательской практики и дипломных спектаклей студентов. Многие иркутяне могли видеть постановку «Ромео и Джульетта» на большой сцене Музыкального театра им. Н.М. Загурского и спектакль «Чудная баба» по пьесе Нины Садур в Доме актера. По-настоящему свежие экспериментальные постановки шли на этих площадках с завидной регулярностью, Александр Булдаков даже планировал создать в городе еще один профессиональный репертуарный театр, однако проект пока так и остался проектом из-за отсутствия помощи от властей и спонсоров.
 

Училище же продолжает жить своей жизнью и с приходом весной прошлого года нового директора — заслуженного работника культуры РФ Татьяны Гаевской, долгие годы возглавлявшей Дворец искусств и Детскую школу искусств №1 в Братске, полно решительных планов. Большие перемены произошли в хозяйственной части: теперь у учебного заведения есть свои производственные цеха по пошиву костюмов и изготовлению декораций, закуплено оборудование для печати афиш и программок, обновлен сайт училища. Все это говорит о том, что Иркутское театральное училище намерено все чаще выходить к самой широкой публике.
 

«Мне кажется, имеет смысл постоянно показывать учебные спектакли не только на нашей учебной сцене с привлечением самой широкой публики, но и на площадках профессиональных театров, — говорит она. — Именно здесь их ученические навыки трансформируются в профессиональные, и происходит их превращение в прекрасных лебедей. Третий-четвертый курсы в принципе уже должны быть готовы к такой работе. У этих спектаклей есть свой шарм и даже преимущества. Есть, конечно, и недостатки, но, скажем, отсутствие большого профессионального опыта студенты компенсируют искренностью и молодой энергией, юношеским задором».
 

ИРКУТСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
 

Основано согласно приказу Министерства культуры РСФСР от 14 июля 1962 года, хотя первый его курс фактически был набран годом ранее — Иркутским драматическим театром в рамках своей театральной студии для начинающих актеров. Через год воспитанники студии автоматически перешли на второй курс открывшегося театрального училища. В числе ведущих актеров Москвы и Санкт-Петербурга — много выпускников Иркутского театрального училища. Среди них народный артист РФ Виталий Зикора (МХАТ им. М.Горького), заслуженный артист РФ Эдуард Чекмазов, Кристина Бабушкина (МХТ им. А.Чехова), заслуженный артист РФ Александр Мохов (театр под руководством Олега Табакова), заслуженная артистка РФ Наталья Коляканова (театр «Школа драматического искусства«), заслуженная артистка РФ Ольга Гусилетова, Павел Дроздов (театр «Школа современной пьесы«), Сергей Агафонов (Санкт-Петербургский академический театр им. Акимова), Александр Болдинов (детский драматический «Театр у Нарвских ворот«). Творческая профессиональная деятельность около 100 выпускников Иркутского театрального училища была оценена по заслугам и отмечена государственными наградами. 11 человек из их числа получили звание народного артиста России, один стал народным артистом Украины; 57 актеров, окончивших Иркутское театральное училище, стали заслуженными артистами РФ. Среди выпускников училища: четыре заслуженных работника культуры РФ, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженная артистка Украины, заслуженная артистка Азербайджана, заслуженный артист Казахстана, заслуженная артистка Киргизии, заслуженная артистка Республики Бурятия, заслуженный артист Республики Коми, два заслуженных работника культуры Бурятии, три заслуженные артистки Хакасии. Особой гордостью училища стали четыре лауреата высшей театральной национальной премии «Золотая маска».

Автор: 
Антон Кокин
15.02.2013