Будь в курсе
событий театра

Святой на троне

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Все меньше и меньше времени остается до долгожданной премьеры 168 театрального сезона в Иркутской драме, спектакля «Царь Федор Иоаннович» по одноименной пьесе Алексея Константиновича Толстого, над созданием которого вот уже второй месяц трудятся охлопковцы и приглашенный режиссер Станислав Мальцев.
 
Эпоха правления Ивана Грозного и последнего царя из рода Рюриковичей Федора I интересовала Алексея Толстого еще в юные годы. Первое литературное обращение Алексея Константиновича к этому историческому периоду состоялось в балладе «Василий Шибанов» и в романе «Князь Серебряный». В это же время зародился и замысел трагедии «Смерть Иоанна Грозного», которая изначально мыслилась как отдельное произведение. Лишь после, еще глубже погружаясь в события конца XVI — начала XVII века и исследуя образ Годунова, Толстой решил расширить свой изначальный замысел и создать драматическую трилогию. В 1865 году, когда были закончены «Смерть Иоанна Грозного» и первый акт «Царя Фёдора», Толстой написал переводчице немецкого языка Каролине Павловой следующее: «Знаете новость? Вы ведь думаете, что перевели трагедию в 5 действиях под названием „Смерть Иоанна“? Ничуть не бывало! Вы перевели только пролог к большой драматической поэме, которая будет называться „Борис Годунов“».
 
По признанию писателя, Бориса он полюбил не сразу: «Царь Борис не только посещает меня, но сидит со мной неотлучно и благосклонно повёртывается на все стороны, чтобы я мог разглядеть его. Увидав его так близко, я его, признаюсь, полюбил».
 
На создание исторических драм Толстого вдохновили не только IX—XI тома «Истории государства Российского» Карамзина, но и древнерусские повести о Смутном времени, сочинения князя Курбского, мемуары голландского купца И. Массы, «История в лицах о царе Борисе Феодоровиче Годунове» Погодина, «Смутное время Московского государства в начале XVII века» Костомарова и, конечно же, «Борис Годунов» Пушкина.
 
Что касается трагедии «Царь Федор Иоаннович», за ее Толстой взял несколько страниц «Истории государства Российского» Карамазина, оставив общую канву и разбавив собственным взглядом на события тех лет. В большинстве случаев Алексей Константинович был не согласен с историком, что отразилось на характерах главных действующих лиц. С реальными историческими лицами в трагедии соседствуют вымышленные персонажи. Даже не все исторические лица схожи со своими прототипами. Отразилось это и на последовательности событий, которые происходят в пьесе. Так, смерть Ивана Шуйского и гибель царевича Дмитрия происходят одновременно, хотя в реальной истории их разделяют два с половиной года.
 
Необходимо обозначить позицию Алексея Толстого, которой он придерживался во время создания не только «Царя Федора», но и всей трилогии. Писатель считал, что поэт «имеет только одну обязанность: быть верным самому себе и создавать характеры так, чтобы они сами себе не противоречили; человеческая правда – вот его закон; исторической правдой он не связан. Укладывается она в его драму – тем лучше; не укладывается – он обходится и без неё».
 
«Царь Федор Иоаннович» раскрывает нам трагедию власти. Пьеса строится на несовпадении земной правды-справедливости и небесной правды-истины. Она раскрывает тему «прямого» и «окольного» пути к царствованию. В центре «Царя Федора», как и в центре других частей трилогии Толстого, оказывает самодержец, личность которого, причины и смыслы тех или иных поступков которого привели в итоге к «смуте». Образы главных героев складываются в своеобразный триптих, изображающий в целом особенности национального характера.
 
Увидеть то, каким властителем на Руси был царь Федор, Иркутский академический театр приглашает зрителей уже этой весной, 20, 21 и 27 марта.
Фото: 
Анатолий Бызов
15.02.2018