Будь в курсе
событий театра

Свобода выбора «Братьев Ч.»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Об обретении внутренней свободы поговорили 29 января на предпремьерном показе пьесы «Братья Ч.» современного драматурга Елены Греминой, который прошел на Камерной сцене Иркутского драматического театра.
 

«Братья Ч.» - не историческое, а художественное произведение, главным героем которого является Антон Павлович Чехов.
 

Чехов, как если бы, он написал о себе. 80% материала - реальные факты, куда вошли письма писателя, его современников, воспоминания, фрагменты из его произведений.
 

Все события, взятые за основу, в реальной жизни происходили три года. Они были сведены драматургом в один летний день - день из жизни писателя, его сложных взаимоотношений внутри его семьи.
 

День из того периода, когда Чехов ещё совсем не известный, занимается «разбрасыванием таланта по разным статьям в газетах». Он, вместо написания романа, пишет статьи для Ленинградской газеты по 6 копеек за слово в попытках заработка. В это время он принимает решение исправить своё положение, женившись на богатой девушке Дуне Эфрос.
 

Помню, в середине пьесы что-то напомнило мне саму себя. Помогло осознать, что каждый из нас, наверно, сталкивался с ситуацией, заставляющей «выгадывать» для себя лучшую долю. Желая, как и Антон Павлович, изменить себе в минуты отчаяния, поддавшись им и убедив себя своими сомнениями в невозможности другого выбора.
 

Каждый из нас это делает по-своему… Он - подумывая жениться на нелюбимой девушке с приданым, дабы поудачнее устроить свою судьбу, и получить возможность писать не на заказ. Чем он занимается в отчаянных попытках обеспечить семью, выполняя взятые на себя обязательства по обеспечению отца и взрослых братьев. Судьба, к счастью, не выдаёт ему этого шанса...
 

В момент «не сыгранной выигрышной партии» он чувствует смирение перед этой судьбой. Он опутан клубком семьи, жестким обращением отца-тирана, воспитывающего его и братьев через эмоциональное и физическое насилие. Все это приводит его к боязни самой жизни, и вводит уже взрослого в ступор от тиранических выходок отца. Понимая, что никуда не денется, он принимает эту реальность и находит в себе силы освободиться от родительского гнета.
 

И как создатель и герой своей жизни, произносит: «Писателю возможно все. Взяв карандаш в руки... писатель все может вернуть. Одним росчерком. Одним взмахом карандаша!» И Чехов, как будто росчерком пера вычерчивает свой путь к свободе... внутреннему ощущению счастья!
 

В спектакле многие в чем-то узнают свои взаимоотношения в семье, а также, себя и близких людей. Особенно, если они понимают или идут к пониманию смысла стихов Анны Ахматовой: «Ах, если б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...». Эти строки озвучил режиссер-постановщик пьесы Станислав Валерьевич Мальцев на интервью после премьеры.
 

И конечной фразой Чехова в пьесе, подытоживающей эти слова и призывающей не отступаться в своём выборе, «выращивать из своего «сора» - зерна плодов, будет: «Главное- писать, работать!»

...

«И он писал с наслаждением и радостью» ... - то есть нашел счастье в исполнении своего долга. И именно того Чехова, которого мы знаем, сформировала та среда, в которой он вырос. И все это в противовес брату Александру, который спился, все сокрушаясь тому, что он не родился в семье Достоевского.
 

Природа счастья - побочный продукт исполненных обязанностей. Но прежде - внутренне принятого решение за их исполнение.
 

«Может быть, от этой ограниченности, у Антона Чехова не было больших романов, но художник по миниатюре не менее велик, чем художник, написавший большое полотно. - Отметил Станислав Валерьевич. - Все дело в уровне художника! Все дело в его внутренней свободе.»
 

«Эта пьеса - фантазия драматурга Греминой Елены. Не смотря на документальность, мы постарались сделать художественное произведение про людей. - Рассказал Василий Конев, исполнивший роль главного героя, Антона Чехова. - Чем больше вы будете в жизни себя помнить и осознавать, тем меньше вы сможете принести вреда себе и окружающим. Почаще нужно ставить себя на место другого человека, потому что он тоже прав. Проявлять сочувствие. Наверное, эта роль была мне дана, чтобы развить в себе именно это качество: понять и простить».

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Анна Богданова
03.02.2020