Будь в курсе
событий театра

СВИДАНИЯ С ДОСТОЕВСКИМ НА ОХЛОПКОВСКОЙ СЦЕНЕ

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня, 11 ноября, 200 лет со дня рождения исполнилось бы величайшему писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому, имя которого является символом русской литературы!

 

Поставить Достоевского – это всё равно, что измерить Вселенную, попытаться проникнуть в ядро Земли или приблизиться к Солнцу. В своём исследовании национального характера, социальном анализе и создании вневременной картины мира Достоевский глубок и неисчерпаем, необъятен и недостижим. Однако, магнетизм писателя, его беспощадная актуальность вот уже второе столетие заставляет говорить со сцены его произведениями, мыслить его категориями, делиться своим опытом прочтения Достоевского.
 

В истории Иркутского драматического театра первое упоминание об инсценировке «Бесов» относится к началу XX века, причём с пометкой, что более ранняя постановка этого романа на сцене Московского художественного театра вызвала «суровое осуждение» Максима Горького. Сохранилась и афиша спектакля «Идиот» 1915 года, когда антрепризу в Иркутске держала бывшая артистка Императорского Малого театра Зинаида Малиновская. Режиссёром выступил один из лучших актёров труппы того времени Василий Зотов.
 

В начале XX столетия со сценической версией романов «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» иркутскую публику знакомил известный русский актёр и антрепренёр Павел Орленев, который много раз гастролировал в Сибири. Одним из первых воплотив вошедшие в историю образы Родиона Раскольникова и Дмитрия Карамазова, в Иркутске Павел Орленев вызывал противоречивые впечатления. В местной печати рассуждали о том, как артист «заражал зрителя болью человека, с громадным напряжением сдерживающего свои муки», и при этом ставили под сомнение сам литературный материал: «...Братья Карамазовы – самый яркий образчик того, как не нужен и чужд нам сейчас психологический театр в чистом, нетронутом виде…».
 

Долгие годы к Достоевскому относились то ли осторожно, то ли настороженно. Сложно в это поверить, но никаких сведений о существовании постановок на основе его произведений в следующие несколько десятилетий нет! И только в мае 1996 года у современной охлопковской драмы вновь свершилось свидание с писателем, чей гений продолжает будоражить мир. В год 175-летия Фёдора Михайловича режиссёр Олег Пермяков поставил повесть «Село Степанчиково и его обитатели» – историю о болезненном подобострастии к глупцу и приживальщику, который изощрённо истязает весь дом, а окружающие не просто поощряют эту страсть, но и готовы причислить святошу к ангелам.

 

«На сцене есть лишь мрачная пелена, гнетущая дымка, над которой как нечто мистическое нависают то ли неживые корни, то ли фантастическая крона перевёрнутого дерева. И из этого трагического небытия и возникают моральные уроды села Степанчиково» (из статьи Арнольда Берковича «Его слава достигла апогея», газета «СМ Номер один», 1997 год).

 

Лаконичное и хлёсткое художественное решение было по-настоящему новаторским для того времени – чёрный кабинет, опрокинутые берёзы как символ искажённого русского самосознания, призрачный лик главного злодея, выкорчёвывающий людские души, и безвольные обитатели этого странного места, которых режиссёр намеренно лишает возможности передвигаться самостоятельно.
 

В этой работе лучшие актёрские силы Иркутского драматического театра объединились с молодой порослью, театральный путь которых только начинался.

 

- Это была моя первая роль в качестве актёра. У меня были такие партнёры! Чего только стоит Виктор Егунов! Тамара Олейник блистала в образе Генеральши со своим невероятным низким голосом, Елена Мазуренко ярко сыграла острохарактерную девицу подле Генеральши, Таня Двинская, чья героиня Татьяна Ивановна весь спектакль была заключена в клетку. Владимир Орехов, который тогда поразил меня тем, как быстро настоящий артист может овладеть ролью в таком большом и сложном спектакле. А ещё Тамара Панасюк, Александр Ильин, Юрий Десницкий, Александр Булдаков, Игорь Чирва, Виталий Сидорченко. Это же целая звёздная плеяда. Совсем юными второкурсницами Иркутского театрального училища на большую сцену вышли Милена Антипина и Наталья Родина, – рассказывает заслуженный артист России Александр Братенков. Он исполнил роль Сергея Александровича, глазами которого читатель и видит все безумства, происходящие в доме его дяди. Артист признаётся, что влюблён в творчество Достоевского, читает его мгновенно, «с размаху», что бесконечно рад возможности говорить на сцене словами его героев, а также в том, что всегда мечтал сыграть Раскольникова.

 

«Фома Опискин Егунова несомненно умён. Он не только умеет точно рассчитать тактику своих «мучительств», он не просто подавляет личности морально, он уничтожает их нравственно и безраздельно властвует над душами сельчан. Именно души нужны этому новоявленному Мефистофелю!» (из статьи Арнольда Берковича «Его слава достигла апогея», газета «СМ Номер один», 1997 год)

 

Перейдя очередной рубеж веков, Иркутский драматический театр устремил свой пристальный взор на самые масштабные романы Достоевского. С небольшим временным интервалом в репертуаре появилось сразу три спектакля – «Игрок» (2012) и «Идиот» (2015) в постановке режиссёра Геннадия Шапошникова, а также «Брат Иван» – первая часть из задуманного режиссёром Дмитрием Акимовым триптиха по мотивам последнего романа писателя «Братья Карамазовы».

 

«Брат Иван» побывал на своей родине

В 2016 году драма «Брат Иван» открыла XX Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского в городе Старая Русса Новгородской области, где автор создал три романа из своего великого пятикнижия. По результатам фестиваля Дмитрий Акимов стал победителем в номинации «Лучшая режиссура».

«Уместить в ограниченные временные рамки основные идеи такого объёмного, сложного, философского произведения, как «Братья Карамазовы», на первый взгляд, просто невозможно. И всё-таки, мне кажется, это случилось. С замиранием сердца следили зрители за происходящим на сцене. И снова вместе с Иваном, Дмитрием, Алёшей пытались понять, что есть добро и зло, смерть и бессмертие, преступление и наказание» (из статьи Т. Федотовой «Открытие XX международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского, газета «Старая Русса», 2016 год)

 

Французы познакомились с «Игроком»

Культовый спектакль «Игрок» – это первая и единственная постановка Иркутского драматического театра, представленная взыскательной французской публике в 2019 году. На сцене театра Мориса Новарина в городе Тонон-ле-Бен Департамента Верхняя Савойя артисты охлопковской драмы с замиранием сердца играли «Игрока». Впервые во Франции, впервые с субтитрами, впервые на большой площадке в зале, рассчитанном на 700 мест. И вновь изготовленная специально для нового пространства сложнейшая декорация в концепции главного художника, заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта. Как итог и вознаграждение – понимающая публика, овации, тёплый приём и безусловный успех!
 

Народная артистка России Наталия Королёва: «Мы со зрителями словно нашли родственные души, и поэтому пребывание во Франции с гастролями оказалось сказочным. Зал был полный! Артистов долго не отпускали со сцены – всех вызывали снова и снова, чтобы аплодировать и благодарить за спектакль. Это был неповторимый русский сезон!»

 

«Идиот». Доброта – это не слабость

Исполнитель роли князя Мышкина, артист Сергей Дубянский: «Когда мы выпустили спектакль «Идиот», мне было всего 23 года. И мне искренне казалось в тот момент, что я освоил материал. Но на самом деле постигнуть гений Фёдора Михайловича оказалось намного сложнее. Ни за год, ни за два невозможно вскрыть все глубочайшие смыслы, которые заложены в его произведениях. В Мышкине главное, как я думаю, вовсе не болезнь. Она – только реакция на уродливость жизни, на изломанность человеческих отношений. Главное – его невероятное родство со всеми окружающими, его особенность чувствовать то, что чувствуют другие, пропускать это через себя и через это очищать и излечивать сердца. Он впитывает боль человеческую и пытается освободить страдальцев, дать им глоток облегчения, обновления».

11.11.2021