Будь в курсе
событий театра

Страдания бедных и беспечность богатых

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Пьеса «Доходное место» Александра Островского – это одно из самых многострадальных произведений русской драматургии в общем, и в творчестве Островского в частности. Её не раз запрещали к показу, но подобно птице фениксу, она вновь и вновь разгоралась на разных театральных сценах страны. Очередное «пламенное» представление состоялось в день премьеры, 17 июня, в Иркутском академическом театре им. Н.П. Охлопкова.
 
Сюжет спектакля начинается с того, что молодой, образованный и честный чиновник Жадов (артист Николай Стрельченко) обращается с просьбой повысить ему жалование к своему дяде, господину Вышневскому (заслуженный артист России Александр Булдаков), человеку совершенно иного чина и порядка. Получив отказ, он не отчаивается, ведь сегодня ему предстоит встретиться со своей любимой невестой Полиной (артистка Екатерина Константинова). Но и там ему нужно будет пройти не мало испытаний.
 
Как только поднимается занавес, архитектура театрального зала плавно перетекает в декорации спектакля, в которых воцарились четыре цвета: белый, золотой, синий и красный. Они «покрывают» все, начиная со скатертей на столах в импровизированном ресторане, в который превратился театр, и заканчивая пуговицами на рубашке Аким Акимыча Юсова (заслуженный артист России Владимир Орехов) или напитком, который персонажи то и дело заказывают в ресторане. Однако это не ограничивается только эстетическим значением. Эти цвета имеют и смысловой подтекст — с их помощью рождается своеобразный цветовой калейдоскоп. Костюмы честных на руку героев имеют матовую ткань, в которой преобладают нейтрально-бежевые полутона, в то время как наряды нечестных чиновников и их жён более насыщены и обязательно имеют сияющие золотым блеском детали.
 
Музыкальное сопровождение композитора и аранжировщика музыки Ивана Миронца следует за сюжетным движением, вызывая нужное настроение и эмоции у зрителей. Нагнетающие драматизма и пафоса духовые врываются, когда Жадову нужно сделать сложный жизненный выбор. Расслабляющий джаз в ресторане тихо звучит во время диалогов, а энергичный и праздничный поп сопровождает танцевальные номера.
 
Декорации, обладая теми же цветами, что и костюмы персонажей, также имеют особое значение: они словно обволакивают актёров, становясь с ними одним целым. Однако такое глубокое погружение героев в театральное пространство не «топит» их образы, а наоборот, заостряет проблематику происходящего. «Наполеонический» портрет Вышневского, лик которого то появляется, то исчезает со сцены, длинная лестница к его поместью, с которой он не спускается вплоть до кульминации, — эти и многие другие детали не только радуют глаз, но и дают зрителю пищу для рефлексии.
 
Все актёрские работы в этом спектакле достойны похвалы. Заслуженные артисты России Александр Булдаков и Владимир Орехов, сыгравшие Вышневского и Юсова, образуют прекрасный дуэт высокопоставленных лиц, защищающих с должной долей благородства свой идеал «честного», по их мнению, чиновника. Ярче всего вышел персонаж артиста Глеба Ворошилова. Его подхалим Белогубов разговаривает слащавым голоском, который постоянно пытается угодить слуху собеседника и зрителя. Четко выделенный словоерс в его речи лишний раз подчеркивает его хитрость и желание прислужить.
 
Всё происходящее на охлопковской сцене является сатирой над всякого рода взяточниками и плутократами, которые под белоснежными рубашками скрывают душевную грязь, а блеск золота заменяет сияние сердца. Они выставляют свои низости и недостатки как самые настоящие добродетели, с которыми не стыдно «показаться на людях».
 
Комедия «Доходное место» Иркутской драмы вышла смешной и глубокой. Она берёт зрителя не балаганом и фарсом, а тонкой иронией и сатирой, что сейчас является удивительной редкостью.
 
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Данил Сердюк
01.07.2017