Станислав Мальцев: Чацкие были, есть и будут в мире!
Разработка сайта:ALS-studio
До спектакля «Горе от ума» остается пара недель, и все уже практически готово, чтобы встретить главную премьеру осени. О постановке, оптимизме пьесы и том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» рассказал специально для интернет-журнала «Глагол. Иркутское обозрение» главный режиссер Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова Станислав Мальцев.
«Заразился грибоедовским стихом»
Две первые пьесы в моей жизни, которые я прочел еще школьником, были «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Помню, «Ревизор» тогда понравился больше, он ведь в прозе и понятнее для неподготовленного читателя. Но, в конце концов, я заразился гениальным грибоедовским стихом и полюбил и его пьесу тоже. И потому, когда поступал в театральную студию, то выбрал монолог Фамусова. Наверное, с тех пор и родился замысел поставить спектакль «Горе от ума».
В какой-то момент все совпало как нельзя кстати: я принял художественное руководство Иркутским академическим драматическим театром им. Н. П. Охлопкова год назад, стал работать с большим коллективом. У дореволюционных антрепренеров было такое убеждение: если в двух пьесах – «Горе от ума» и «Ревизор» - актеры расходятся, значит, это хорошо укомплектованная труппа. И мне показалось любопытным воплотить этот замысел на сцене и поставить пьесу Грибоедова. К тому же и юбилей театра в этом сезоне – 170 лет, и Год театра в России, и у меня в декабре будет юбилей. А когда начал готовиться, то вдруг понял, насколько это понятная история о любви, о взаимоотношениях Чацкого, Софьи и всего остального мира, который и олицетворяет Россию. «Горе от ума» давно не ставили на сценах Иркутска, даже старожилы не помнят. Поэтому, скорее всего, это было еще в дореволюционное время.
«Горе от ума.,:…!-?»
Знаки препинания в названии спектакля говорят о том, что акценты сегодня должен расставить зритель. Мы не кладем перед человеком готовое блюдо. Вообще, в настоящее время отношения театра и зрителя строятся по принципу диалога, а не на дидактике и нравоучении. Театр приглашает задавать вопросы, отвечать, думать вместе с режиссером и самому попытаться найти ответы. Каждый выберет для себя, что значит это название, вложит свой смысл.
Действие пьесы происходит в течение одного дня, но Грибоедов так много вложил в пьесу своего опыта, знания о жизни, рассуждений о России, обществе, о том, почему самые талантливые и перспективные люди не приживаются, а «Молчалины блаженствуют на свете», что можно сказать, что у Чацкого день прошел как жизнь.
«Дома новы, но предрассудки стары…»
Распределение ролей – это решение будущего спектакля. Ведь то, каким будет тот или иной персонаж, и составит фундамент постановки. В нашем «Горе от ума» Чацкий должен быть абсолютно не героической внешности, не герой-любовник, но очень обаятельный, а также артистичный и умный. Он естественен, не заботится о том, какое впечатление произведет на других, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», но не получается жить в гармонии, и отсюда возникает желание разобраться в себе. Чацкого исполнит Алексей Орлов (I), актерские и человеческие качества которого идеально подходят для роли.
Вопрос с выбором актера на роль Фамусова даже не возникал, сразу было совершенно ясно, что исполнить его – мужчину в самом расцвете сил, а не дряхлеющего и опустошенного, каким его изображали до недавнего времени - должен Степан Догадин. Именно при таком распределении ролей конфликт между Фамусовым и Чацким получается не как между дедушкой и внуком, а как между отцом и сыном. И все то, о чем они не могут договориться, это вечный спор поколений.
«Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»
Новаторство не в том, чтобы ставить все с ног на голову, а в том, чтобы представить в бесконечном количестве прочтений. Да и зачем калькировать? Если делать по эталону, то будет повтор, но где же свобода творчества, индивидуальный подчерк? Искусство ведь тем и хорошо, и потому и вечно, что каждое поколение может открывать в нем что-то свое.
Для меня очень важно, что театр имени Н. П. Охлопкова – современный театр, который ориентируется на традиции русского психологического театра. Внутри он опирается на жизнь духа, а то, как он проявляет его современными средствами – техническим оснащением, костюмами, светом, музыкой – позволяет не заслонить актера как человека, а раскрыть его как можно ярче, подчеркнуть смысл.
Мне кажется, что сегодня для зрителя достаточно намека, а главное – образ того мира, в котором происходит история. То, что у Грибоедова действие происходит в самые серьезные морозы, не случайно. Зима в России, в душах людей, как состояние дома – промерзшего, холодного. И сюда, в этот непрерывный холод из теплых краев возвращается Чацкий, который начинает жаром своей души, словом и мыслью топить лед Фамусовского общества.
Чацкие были, есть и будут!
«Горе от ума» - это такая же вечная, как и Россия, история. Мы можем рассказать ее современным языком, как ее видим. Если удастся зацепить зрителя эмоционально, если они будут следить за развитием действия, принимая все близко к сердцу, то это станет главным достижением. Тогда наш труд будет оправдан.
Подготовка длилась очень долго. Обычно спрашивают, сколько вы работали над пьесой? Может быть, несколько месяцев, а может, и всю жизнь. Если говорить фактически, то я начал работать с художником Александром Плинтом еще до нового года, с начала этого года были приняты эскизы декораций, а с марта репетируем с актерами. Сейчас мы на стадии сборки спектакля, самом сложном, напряженном и эмоциональном, ведь все кусочки, из которых постепенно складывается постановка, нужно собрать воедино. А что из этого получится – покажет будущее.
В чем оптимизм «Горе от ума»? В самом авторе. Почему пьеса живет на протяжении больше 200 лет и до сих пор не теряет своей актуальности? Потому что Чацкие были, есть и будут в мире. В консервативно настроенной среде обязательно появится талантливый человек, который в чем-то опередит время. Но если бы такие люди не рождались, то общество давно бы уже превратилось в сонное холодное болото.
Премьера спектакля «Горе от ума» состоится 12 сентября в Иркутском академическом драматическом театре им. Н. П. Охлопкова. Билеты на сайте и в кассах театра.