Будь в курсе
событий театра

"Ссылка" в Сибирь оказалась полезной

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

- Ну, как там Иркутск? - всегда говорим мы при встрече друг другу. Когда-то каждый из нас жил в городе на Ангаре, и связи с иркутянами мы оба поддерживаем.

Актёр Вадим Лобанов в конце 60-х - начале 70-х работал в Иркутском драмтеатре им. Н.П. Охлопкова. И уже почти 25 лет живёт в Петербурге. Стал народным артистом, снимается в кино.

- Как вы оказались в Иркутске, Вадим Владимирович?

- С театром "Скоморох", высланным из Москвы в Сибирь.

Когда я учился в Щепкинском училище, сдружился с щукинцами. Они образовали русский потешный театр "Скоморох". Был 1967 год. Мы ездили по Советскому Союзу, играли спектакль "О мужике, короне, корове и бабе во всероссийском масштабе" по мотивам произведения Алексея Толстого "История государства Российского...". Там был рефрен:

Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Страна наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

Успех был фантастическим! Не забыть, как мы играли в Театре оперетты, в центре Москвы, в будний день, в 11 часов утра, и зал на 2200 мест - битком! Всего на 10 минут открыли двери на впуск зрителей, они рванули так, что сломали их. В антракте, который длился больше часа, нам запретили играть дальше. Но умные люди сказали, что толпа всё тогда разнесёт... Мы доиграли. После этого нашего руководителя Геннадия Юденича вызвали в КГБ и сказали: "Играть спектакль запрещаем".

По форме наш "Скоморох" напоминал Театр на Таганке Юрия Любимова. Правда, мы говорили, что Таганка - рациональный эпический театр, а наш - эмоциональный. Денег мы не получали, кто-то уходил, вводили новых актёров. Все играли по многу ролей.

На нашем спектакле побывали Ираклий Андроников, Фаина Раневская. С Фаиной Георгиевной я дружил, бывал у неё дома, она меня, можно сказать, опекала. Познакомились и подружились с актрисой Татьяной Окуневской. Однажды гардеробщики в ДК, где мы играли, не захотели раздевать зрителей. Тогда Татьяна Кирилловна вышла на сцену и сказала: "Я сыграла в кино много ролей, но никогда не играла гардеробщицу. Пойдёмте, я вас раздену". И раздела. А когда работники ДК отказались караулить одежду, она всех одела.

На этом спектакле были иностранные корреспонденты, английский посол, и нашу игру КГБ расценил как "передачу запрещённой информации за границу", ведь играть-то нам запретили. Мы стали добиваться приёма у Фурцевой. Собирали подписи, нам помогали Андроников, Раневская, подписался Олег Табаков, бывший тогда директором "Современника". Посмотрев нашу постановку, Фурцева предложила нам... поехать в Иркутск, реабилитировать себя новым спектаклем. Это было в марте 1968 года, в Международный день театра.

- В Сибирь, в ссылку, значит?

- Да. Одно время, когда мы ездили по Союзу, Иркутская филармония нам платила. И мы поехали. Нас было человек 15 (к слову, поехал Лев Борисов, ставший скоро известным актёром). В дороге нас сопровождал человек, которого мы прозвали "серый шарфик".

- О-о, московские хунвэйбины приехали! - встретил нас иркутский администратор. В общем, мы обосновались и возобновили наш старый спектакль "Над кем смеётесь?". Он состоял из миниатюр О. Уайльда, А.П. Чехова, других авторов, всё соединялось зонгами. Мы называли это "скоморошьим отчуждением". Летали в Братск, Усть-Илимск.

- А где жили?

- В гостинице "Сибирь". Репетировали по ночам в филармонии, днём там было занято. Однажды вернулись в гостиницу уже под утро, после репетиции, смотрим, в коридоре стоят наши вещи. Оказалось, наши номера отдали колхозникам, которые приехали на свой съезд.

- Артиста обидеть может каждый... И куда вас отправили?

- В общежитие артистов цирка. Условия жуткие. Потом мы репетировали в клубе общества слепых на 5-й Армии. Поставили новый спектакль "О клопе, бане и всякой дряни" - по трём пьесам Маяковского. И тут пришёл приказ за подписью Фурцевой о расформировании нашего театра ввиду идеологической невыдержанности и нерентабельности.

- Как к вам относились иркутяне?

- С любовью, по-доброму, на руках носили, что называется. Поддерживал Марк Сергеев, полюбили актёры. На репетициях сидели студенты театрального училища Лена Мазуренко, Люда Худаш (жена драматурга Владимира Гуркина), Люда Галиаскарова.

- И что было дальше?

- Театр закрыли, коллектив позвали в Белоруссию. Я остался в Иркутске, женился на актрисе театра музкомедии Светлане Анкудиновой. Была такая замечательная опереточная пара, если помните, Жибинов - Анкудинова, простак и субретка... У нас дочь Маша, она живёт в Милане, работает в ювелирной фирме "Шопард" (где изготавливают "пальмовую ветвь" для Каннского фестиваля).

Я хотел вернуться в Москву, поехал. Меня брал к себе Любимов. Оказывается, Гена Юденич не сказал нам, что Любимов предлагал театру влиться в его труппу - ещё до нашей высылки в Иркутск. И на малую сцену Театра Советской Армии нас звали. Но тогда мы бы потеряли своё лицо, название.

И всё-таки я вернулся в Иркутск. Пришёл в Иркутский драматический театр, там работал режиссёр Владимир Симановский (когда я учился в Щепкинском, он - в Щукинском). Он позвал меня на репетицию "Старшего сына" по Вампилову. 1969 год, первая постановка пьесы в стране, автор ещё мало кому известен. Я пришёл. Смотрю, кого же я здесь могу сыграть? Наверное, Сильву? Но его замечательно репетирует Валерий Алексеев. "Нет, твоя роль - Бусыгин!" - говорит режиссёр. В тот же вечер был показ в театральном училище на курсе Симановского. В антракте ко мне подошёл человек, похожий на бурята: "Дай закурить...". Мы покурили, поговорили, а после показа вышли на улицу. "Пойдём выпьем", - предложил этот человек. Симановский говорит: "Ты же знаешь, я не пью...". И я отказался, сказал, что только сегодня прилетел, иду домой. "Ну, пойду один". "А кто это?" - спрашиваю Симановского. "Саша Вампилов, автор пьесы, в которой ты будешь играть". 18 ноября 1969 года состоялась премьера "Старшего сына". Мы с Валерой Алексеевым сыграли спектакль 218 раз! После Тани Хрулёвой, первой исполнительницы роли Нины, ввелась Лена Мазуренко. Мы ездили на гастроли в Читу, Хабаровск, Курган, Магнитогорск, Челябинск... В 1973 году были в Омске, директор местного драмтеатра увидел "Старшего сына" и предложил мне переехать к ним. Я поехал. Позже и Валера Алексеев перебрался в Омск (и до сих пор работает в той труппе).

- Кроме "Старшего сына" вам довелось ещё что-то поиграть у охлопковцев?

- Да! Сыграл Голубкова в "Беге" М. Булгакова, Городулина в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты", Кошона в "Жаворонке", несколько ролей в "Трёх свадьбах" по Чехову, Зощенко, Брехту. Я работал 5 сезонов. А вот с режиссёрами театру не очень везло, их было много: Разинкин, Калантаров, Чертков, Дубенский и т.д.

- Прошло много лет, но вы вспоминаете то время, коллег?

- А как же! Помню и люблю. Жаль, ушли из жизни Виктор Егунов, Юлия Уральская, Аркадий Тишин - первый исполнитель роли Сарафанова... Близкие мне люди - актёры Виталий Венгер, Эмма Алексеева, Галина Байнякшина, Тамара Олейник, Елена Мазуренко, Виталий Сидорченко, Геннадий Марченко, директор Фонда А. Вампилова Галина Солуянова. Я много раз бывал в Иркутске позже - на фестивалях памяти Вампилова. И из Омска ездил, и из Петербурга. И сейчас мы иногда перезваниваемся, шлём поздравления, приветы друг другу.

- В Омске вы задержались ненадолго?

- Почти 12 лет прожил. В 1984 году мы были на гастролях в Петербурге, и я стал искать здесь работу. Меня взял режиссёр Лев Додин (в Малый драматический театр), хотя говорили, что он только своих учеников берёт. Я поменял квартиру и переехал. В МДТ поработал, правда, недолго, всего полтора года.

- Как стали сниматься в кино?

- Случай помог. Мои фотографии передали в съёмочную группу фильма "Переступить черту", их увидел режиссёр Юлий Колтун. Это был его дебют в кино, и мой - тоже. Считаю Колтуна своим крёстным отцом. Когда фильм вышел, меня пригласил в БДТ имени Горького Георгий Александрович Товстоногов. Я сыграл Медведева в его последней постановке "На дне". Когда я ушёл из театра, эту роль играл выдающийся актёр, великий комик Николай Трофимов.

Потом в моей жизни был театр "Интерателье". Там работали артисты - дай Бог! - Антонина Шуранова, Александр Хочинский, Александр Демьяненко, Светлана Смирнова. А когда этот театр распался, я перешёл в "Балтийский дом". Много поиграл.

- И в кино были хорошие роли, масштабные - полковник контрразведки, градоначальник Петербурга Трепов, канцлер Безбородко, Хрущёв. И режиссёры - цвет кинематографа: Мельников, Муратов, Трегубович, Титов, Бортко, Снежкин.

- Да уж, повезло. Я всё время говорю своим иркутским, омским коллегам: "Ваша "беда" только в том, что вы живёте не в Москве, Петербурге - поэтому не снимаетесь в кино". За 20 лет я сыграл больше 70 ролей. С Марленом Хуциевым поработал. У Бортко - в "Идиоте" и в "Мастере и Маргарите". В сериале "Брежнев" Снежкин предложил мне роль маршала Огаркова, хотя внешне я, конечно, совсем на него не похож. Помню, встретился в гримёрной с Владимиром Меньшовым, знакомым ещё со студенческих лет. Он Устинова должен был играть. Спрашивает меня: "Хрущёва играешь?" - "Нет, Огаркова". - "Да какой же ты Огарков? Он высокий и с волосами". Посмеялись...

- Зато на Хрущёва вы идеально подошли!

- Никиту Сергеевича я сыграл в фильме Юрия Озерова "Сталинград". Грим был несложным: положили бородавочки, оттопырили уши и чуть-чуть носа добавили. Позже я пробовался на роль Хрущёва в фильме "Серые волки", но режиссёр Игорь Гостев утвердил Ролана Быкова.

А потом я сыграл Хрущёва в сатирическом виде - в фильме "Анекдоты" Виктора Титова. Мы были пациентами сумасшедшего дома, изображали из себя исторических личностей: Ленина, Чапаева... Олейников - Горький, Стоянов - Николай Первый, я - Хрущёв. Герой Абдулова хвастался: "У меня все в роду рассказывали анекдоты, дед знал такие, что даже лошади краснели". Джигарханян играл кагэбэшника, а Ольга Волкова - медсестру, которая говорила: "Больной, проснитесь, примите снотворное". В начале фильма на экране появлялся титр: "Съёмочная группа благодарит народ за предоставленный материал".

- Как поживаете сегодня, чем заняты?

- Я профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старейшего в России, преподаю на филфаке, который сейчас называется так - "факультет филологии и искусств", руковожу программой "Актёрское искусство". Мы готовим актёров драматического театра и кино. Из театра я ушёл. Снимаюсь в кино. Есть концерты. Веду театрализованные представления и праздники в Петергофе. Женат. Жена Ольга - актриса, режиссёр, дочь Катя учится в 11-м классе. Жизнь кипит.

Автор: 
Светлана МАЗУРОВА
05.11.2008