Спектакль в стиле русского сафари
Разработка сайта:ALS-studio
Комедию о реалиях 1990-х годов поставил в Иркутском драмтеатре режиссёр Геннадий Гущин. Премьера состоялась 18 октября. В пьесе известного писателя Юрия Полякова «Халам-Бунду» есть конфликт между «старыми» и «новыми» русскими, захват заложников, дуэль, трогательная история любви и даже африканская месть. Те, кому может показаться, что всё это слишком — не жил в этот сложный, но, мягко говоря, нескучный период российской истории. Однако заслугой автора можно считать то, что ему удалось отразить это непростое время без «чернухи».
- Я давно хотел переосмыслить этот период в театральном пространстве, - рассказал Геннадий Гущин. - Однако все пьесы о нём очень мрачные и, например, описывают страдания какого-нибудь наркомана или тяжёлую участь проститутки. Но мне всё это было, мягко говоря, не близко. И тут я прочитал пьесу Юрия Полякова, который сумел написать ироничную, но не злую историю про «лихие девяностые».
Действие спектакля переносит нас в квартиру профессора сравнительной мифологии Фёдора Петровича Куропатова (заслуженный артист РФ Владимир Орехов), антураж которой, созданный заслуженным деятелем искусств Александром Плинтом, благодаря фотообоям и маскам на стенах делают её похожей на тропический лес. А постоянно присутствующие на сцене персонажи-маски (Александр Армаш, Алексей Орлов (II) и Константин Токарский) с барабанами и маракасами, издающие близкие к природным звуки, то и дело погружают зрителей в атмосферу африканского континента. Кстати, столь необычную музыку к спектаклю написала бывший иркутский, а ныне московский композитор Марина Шмотова.
История, которая разворачивается на сцене, действительно, вполне могла произойти в 1990-е годы. Бизнесмен Юрий Владимирцев (заслуженный артист РФ Степан Догадин), поссорившись с партнёром по бизнесу решил спрятаться от киллеров в квартире своего бухгалтера Елены (артистка Анна Дружинина), которую он недавно уволил. Когда договориться об аренде и даже продаже квартиры не удалось, он со своим телохранителем Боликом (артист Антон Залетин) взял всю семью в заложники. При этом профессор, его жена - преподаватель научного коммунизма Лидия Николаевна (заслуженная артистка РФ Елена Мазуренко), их сын - кандидат наук Костя (заслуженный артист РФ Александр Ильин) и его экс-супруга - челночница Марина (Марина Елина, Виктория Инадворская), оказавшись в ловушке, не потеряли достоинства и даже чувства юмора. А не вовремя заглянувший в гости предводитель районного дворянства Сергей Артамонович Лукошкин (заслуженный артист РФ Николай Дубаков) с целью вручить профессору титул графа дополнил весёлую компанию.
Оказавшись в замкнутом пространстве, представители нового и старого мира сразу же начали выяснять отношения, причём, не только вооружившись остроумными фразами, но и на дуэли, которая, правда, закончилась комично, потому что вместо настоящих пуль в пистолете Болика оказался слезоточивый газ. Когда же в квартиру в финале ворвались два африканца (Александр Дулов и заслуженный артист Евгений Солонинкин) и заявили, что бизнесмен на сафари убил священного льва племени, украв тем самым душу их народа, и теперь единственный способ искупить преступление - убить его и кровью преступника напоить львёнка, ситуация становиться совсем абсурдной. И как ни странно, в финале от возникшей опасности крутого бизнесмена спасает осколок старого мира - профессор, оказавшийся почётным членом племени, и любовь, возникшая между Леной и Владимирцевым.
«Эту пьесу я сочинил на рубеже веков, когда мы, смеясь и плача, прощались с нашим прошлым. Хотя, что смешней и нелепей - старое или новое, - ещё вопрос. Я хотел написать сатирическую вещь про непримиримый конфликт «старых» и «новых» русских, а сочинил историю любви, которая примиряет вражду, соединяет несоединимое и даёт силы обживать будущее, каким бы неуютным оно ни было», - написал Юрий Поляков в обращении к иркутским зрителям.
Все события пьесы к финалу как бы подводят зрителя к мысли, что неважно, какой у тебя статус, главное, чтобы в любой ситуации ты оставался человеком, а время всё расставит по своим местам. Ведь, возможно, вчерашние герои завтра потеряют свой статус и станут грустной или комичной приметой эпохи, какими сегодня нам, например, кажутся бизнесмены в малиновых пиджаках.
Фото: Анатолий Бызов