Спектакль «Поминальная молитва» получил вторую жизнь на сцене Драмтеатра в Иркутске
Разработка сайта:ALS-studio
Впервые спектакль был поставлен в 1998 году.
Показ «Поминальной молитвы» вновь состоялся на сцене Иркутского академического драматического театра. Спектакль по произведению драматурга Григория Горина получил вторую жизнь: впервые на сцене театра он был поставлен в 1998 году, и играли его на протяжении восьми лет. Режиссер-постановщик — доцент кафедры ТРАМ АГИК, заслуженный деятель искусств России Олег Пермяков. Рецензию Марины Палеевой публикует ИА IrkutskMedia.
В произведении Григория Горина рассказывается не только об одной еврейской семье, но и о жизни целой деревни Анатовка. Это история любви между людьми разных национальностей, история дружбы, взаимопомощи и веры.
«В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище... Таков обычай!» — именно такими словами начинает спектакль заслуженный артист России Степан Догадин в роли Тевье-молочника.
Люди разной веры живут в мире и взаимопонимании. Стоит заметить, что на первый план автор выносит не политику, как можно было бы подумать по первой строчке произведения, а чувства людей, на судьбу которых выпали разного рода испытания, драму, способную взволновать даже самых сдержанных зрителей.
Тяжела судьба главного героя спектакля — молочника Тевье. Он беден, но твердо придерживается своей веры: она-то и помогает ему выдержать все «удары судьбы». Степан Догадин очень проникновенно сыграл безмерно любящего своих детей отца. Стараясь быть строгим родителем, он все же не неволит дочерей выходить за тех, кто не мил их сердцу. Актеру удалось передать ту черту характера своего персонажа, которая заставляет зрителя не просто симпатизировать герою, но и восхищаться им. Сколько силы, любви, мужества скрывается за добрым лицом Тевье, и сколько боли от несправедливости жизни читается в его глазах. Поэтому-то он так часто обращается к Богу. Но Бог для него не просто нечто недосягаемое. Он друг, с которым можно советоваться, просить помощи и даже сетовать на трагичность человеческой жизни.
Гармонична в роли жены Тевье Голды актриса Анастасия Пушилина. Мудрая женщина, заботливая мать и верная жена – все это соединилось в образе Голды. А последний монолог героини – обращение к Богу – заставил на миг задуматься о том, насколько сильной бывает любовь к детям.
Стоит отметить яркую игру Ивана Гущина в роли Менахема-Мендла. Запоминающийся образ создают энергичность, позитив и специфическая речь актера.
Григорий Горин в своем произведении мастерски соединяет комичное и трагичное начала. Смех из-за многочисленных шуток, — слезы над судьбой Тевье и его народа, — смех сквозь слезы – такую градацию эмоций вызывает у зрителя действие на сцене. Исполняя свои роли, актеры неосознанно жестоко играют с чувствами зрителя, оставляя их к концу спектакля в смятении от увиденного, а точнее, от прочувствованного.
Интересна сценография спектакля. Макеты домов, телега – вечная спутница молочника Тевье, да дерево, которое становится практически священным. Дерево — это символично. Оно является как бы связующим звеном между поколениями. Именно поэтому оно дорого для молочника. С отчаянием Тевье восклицает в финале: «Вот дуб растет. Его отец сажал, я растил... Как его с собой взять? Корни не выкопать, да и не приживется он на новом месте... Что остается? Рубить?». Для людей, привыкших жить на своей земле, покинуть деревню – значит погибнуть, потерять свои корни, предать своих предков. Маленькие макеты-дома создают именно анатовский колорит: в окошках уютно горит свет, а на крышах домов сидит молодая пара, олицетворяющая спокойствие и простое человеческое счастье, которым жили анатовцы до наступления описываемых событий. Музыкальное оформление и танцы разбавляют спокойное, медленное повествование. Интересные движения актеров вызывают улыбку, а слова еврейской песни «Шалом Алейхем» еще долго звучат в голове у зрителя.
Трагичный, смешной спектакль показывает совсем необычную жизнь с множеством перипетий, с искренней любовью, настоящей дружбой. Какими бы ни были намерения автора и режиссера, главное в этом спектакле – любовь. И такая любовь, какой многим следовало бы поучиться у героев произведения. Оптимизм Тевье дает надежду, учит переносить все невзгоды и с улыбкой встречать новые. Смеяться над всеми ударами судьбы… «А что нам еще остается в этой жизни, Берта? Что еще?»…