Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Спектакль – покаяние

Версия для печатиВерсия для печати

К постановке спектакля «Александр Невский в Срединном мире».
 

В репертуаре Иркутского академического театра есть много спектаклей, посвящённых историческим событиям: «Я – Жанна Орлеанская», «Лунин», «Елизавета Бам», «Завтра была война», «Вечно живые», «Мой бедный Марат». 12 и 13 июня состоится премьера «Александр Невский в Срединном мире» по пьесе М. Варбут. Здесь тоже возникает вопрос столкновения личности с судьбой, которая в данный момент не может сложиться иначе; вопрос зависимости человека от условий времени; вопрос долга, который стоит перед человеком глобального мышления и выбора, порой непонятного для окружающих. Одной из важнейших задач истории является осознание себя, как части своего народа. Новый спектакль будет историчен не только потому, что затрагивает важный момент в становлении России, но и потому, что поможет зрителю почувствовать принадлежность к своей стране, к её великому прошлому.
 

Когда имя князя было в 2008 году признано «Именем России», Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так сказал об Александре Невском: «Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивиллизационного кода».
 

По словам Патриарха Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивиллизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивиллизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их так же, как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».
 

Александр Невский, по словам митрополита, отдаёт «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернёт себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Всё разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Её бы не было».
 

Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи». Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого всё началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение».
 

«Решение признать Александра Невского Святым приняла не только православная церковь, – говорит режиссёр спектакля, заслуженный деятель искусств РФ и Якутской АССР, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ Андрей БорисовЭта мысль живёт в народе. И не только потому, что человек видит перед собой икону, а, прежде всего, оттого, что внутри себя через века чувствует его святость. Александр поставил для себя широчайшую духовную цель – и, выполнив её, сделал личный подвиг – искренне покаялся перед миром в том, что ради её достижения был вынужден поступать жестоко. Этот спектакль – покаяние великого полководца, принятое русским народом».

Постановка спектакля осуществляется совместно с продюсерской компанией «Ургэл В». Автор идеи – Владимир Иванов.

22.05.2015