Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Спектакль о женском одиночестве поставили в Иркутском драмтеатре

Версия для печатиВерсия для печати

Последнюю и самую неизвестную пьесу Теннесси Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника» поставили в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.М. Охлопкова художественный руководитель Геннадий Шапошников и режиссер Александр Ищенко.

Говорят, что это наполненное атмосферой нерастраченной любви, безысходности и несбывшихся желаний произведение редко ставится в театре. И если прочитать пьесу, можно понять, почему. Не многим захотелось бы на протяжении двух актов ощущать пронзительное одиночество – самое страшное чувство для большинства людей, от которого, к сожалению, не застрахован никто, – если бы не мягкий юмор, характерный почти для всех пьес Теннесси Уильямса. Однако когда смотришь спектакль, улыбаешься гораздо реже и почти всегда превозмогая мрачную пустоту. Впечатление усиливает то обстоятельство, что режиссеры решили поставить, по сути, камерную пьесу для четырех актрис на большой сцене.

Действие происходит среди четырех металлических каркасов, в которых расположены кухня, ванная и спальня. Их контуры окрашены в красный, желтый и зеленый цвета, как и закрытые прозрачной пластмассой створки дверей. Художник спектакля Александр Плинт ушел от предложенной в пьесе бытовой трактовки интерьера, доходный дом в Сент-Льюисе скорее пустой, чем заставленный. И, конечно, его трудно назвать уютным, тем более что автор отсылает читателя к картинам художника-экспрессиониста Бена Шана, передающего в своих работах мрачные американские городские застройки средней руки.

Героинь спектакля, совершенно разных по социальному статусу, характеру и внешности, объединяет одно желание – избавиться от одиночества. Причем каждая делает это по-своему. Романтичная преподавательница колледжа Доротея (Марина Елина) мечтает выйти замуж за директора колледжа. Ее соседка по квартире практичная немка Боди (Виктория Инадворская), отдавая себе отчет в том, что у нее никогда не будет детей, мечтает выдать Доти замуж за своего брата-близнеца Бадди и нянчить племянников. Свести их вместе она планирует на пикнике у озера, название которого переводится как «Разбитое сердце». Надменная и холодная дама «с глазами хищной птицы» Элина (Евгения Гайдукова) намерена снимать со своей сослуживицей Доротеей квартиру в дорогом и модном районе. А мисс Глюк (Татьяна Фролова), тяжело переживающая смерть матери, просто хочет выпить кофе с хворостом с соседкой и хоть на минуту выйти из состояния своего безумного одиночества, ведь в пустой квартире ей мерещатся привидения. В постановке достаточно удачный выбор актрис на роли, и не потому, что они похожи на своих героинь, просто видно, что каждая пропустила судьбу своего персонажа через себя и представила, что с ней могло бы тоже приключиться одиночество такового же рода. Наверное, еще и поэтому даже семейные зрители на миг ощутили его холодное дыхание, ведь, по сути, каждый человек в нашем мире рождается и умирает один.

Финал пьесы ничуть не оптимистичнее действия. Доротея, узнав о предательстве любимого, произносит почти жизнеутверждающий монолог: «Ничего, мисс Глюк, ничего, Софи, надо собраться с духом и продолжать жить. Жить, мы просто должны жить, кажется, это все, что жизнь нам может предоставить да и спросить с нас». Она отправляется на пикник, но делает это буквально стиснув зубы, пообещав мисс Глюк вернуться до темноты. Последней сцены спектакля нет в пьесе, мисс Глюк садится на стул и на немецком еще раз просит не оставлять ее одну. Ее мольба тонет в гаснущем свете.

Автор: 
Елена Орлова
28.09.2011