Будь в курсе
событий театра

Спектакль «Идиот»: князь Мышкин в темном царстве

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутском академическом театре имени Н. П. Охлопкова поставили спектакль «Идиот» по произведению Федора Михайловича Достоевского. Премьера вызвала большой интерес публики еще до того, как ее увидели первые зрители.
 

Спектакль «Идиот» стал общегородским событием еще до премьеры. Послужила ли тому причиной массированная пиар-кампания, организованная пресс-службой театра, или все дело в безоглядной любви иркутян к Достоевскому — теперь уже не так важно. Важно, что те, кому удалось побывать на премьерных показах, теперь хотят прийти еще раз. Видимо, все-таки Федор Михайлович оказался созвучен сегодняшнему времени.
 

Режиссер-постановщик спектакля Геннадий Шапошников, крепко взявшийся за Достоевского еще в конце лета, говорил, что для него единственным живым человеком здесь является князь Мышкин, попавший в «неживую» среду.
 

Если воспользоваться заезженной метафорой Добролюбова, употребленной, правда, по другому поводу, Мышкин тоже своего рода луч света в темном царстве. И ведь действительно, где бы он ни появился, всё разлаживается, сразу вскрываются разные темные дела, которыми заняты почти все герои романа.
 

Изначально спектакль «Идиот» ставили на малой сцене театра. Но в процессе репетиций стало понятно, что играть Достоевского нужно именно на основной сцене.
 

На создание общей атмосферы спектакля, той самой «мертвой» среды, работает и художественное оформление, созданное постоянным соавтором режиссера — художником Александром Плинтом.
 

Так, все декорации здесь выполнены из холодного металла и в течение всего спектакля не сдвигаются со своих мест (за исключением стульев на колесиках, на которых время от времени перекатываются по сцене персонажи, задавая определенный ритм всему происходящему).
 

Немаловажным элементом оформления является полупрозрачный занавес, делящий сцену надвое, на который сзади проецируются различные изображения — чаще всего они служат для обозначения места действия, будь то дом генерала Епанчина, квартира семьи Иволгиных или жилище Рогожина. Впрочем, иногда видеоконтент иллюстрирует видения, возникающие в больном воображении Мышкина, который, как мы помним из первоисточника, действительно болен.
 

Непреходящую болезненность главного героя, вот-вот готовую сорваться в настоящее сумасшествие, играет молодой артист Сергей Дубянский. Его Мышкин наивен и беззащитен, как ребенок, оставшийся без родителей, но умеет сказать вроде бы самые простые вещи так, что всех окружающих будто пронзает свет истины.
 

Впрочем, замечательны в своих ролях и другие артисты, в основном молодого поколения. Мятущуюся душу Настасьи Филипповны (главного яблока раздора всего романа) замечательно воплощает Екатерина Константинова, также окончившая Театральный институт имени Бориса Щукина лишь в прошлом году. Пожалуй, ей досталась самая сложная героиня — за пять минут на сцене ей приходится всем сердцем испытывать самые разные, порой даже противоположные эмоции.
 

Не менее противоречивые чувства приходится играть Дмитрию Акимову, чтобы достоверно показать своего героя Парфена Рогожина, любящего и ненавидящего Настасью Филипповну, готового то носить ее на руках, то задушить на месте. Прекрасна в роли Аглаи Епанчиной Анна Дружинина, уморителен Фердыщенко в исполнении Алексея Орлова. Да собственно, все артисты работают в этом спектакле с полной отдачей.
 

Несмотря на то, что текст романа естественным образом подвергся значительным сокращениям, ощущения, что на сцене лишь краткий пересказ, не возникает. Но самое главное, в спектакле присутствует дух самого автора, который удалось сохранить и передать на сцене.
 

Смотрите спектакль «Идиот» в Иркутском академическом театре имени Н. П. Охлопкова 16 декабря 2015 года и 12 января 2016 года. Билеты в продаже, приобрести их можно в кассе драмтеатра.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Илья Смирнов
08.12.2015