Будь в курсе
событий театра

Совершенство. Талант. Достоинство

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

15 февраля в Доме актёра собрались поклонники театрального творчества. В этот день артисты иркутских театров рассказывали о народных артистах, которые оставили значительный след в культурной жизни и истории нашего города.
 

Встречу «Совершенство. Талант. Достоинство» открыл исполняющий обязанности председателя регионального отделения Союза театральных деятелей России, заслуженный артист России Владимир Орехов: «Хочется, чтобы молодёжь знала корни иркутских театров, артистов, которые составляли их славу».
 

Представители театров говорили о народных артистах РСФСР Николае Загурском, Викторе Жибинове, Елене Волошиной, народных артистах РФ Вениамине Филимонове и Людмиле Стрижовой.


Артист Иркутского академического театра Валерий Жуков рассказал о народной артистке РСФСР Галине Крамовой:
 

- Многие годы одной из самых любимых и уважаемых актрис нашего города была Галина Крамова. Творческий путь этой артистки начинался необыкновенно и непривычно для всех. Она не имела никакого театрального образования и поначалу играла на любительских сценах, затем была приглашена в ТРАМ — Театр рабочей молодёжи. Там её заметили режиссёры и пригласили в труппу областного театра драмы. Поработав здесь некоторое время, Галина Алексеевна поняла, что нужна школа, необходима профессиональная подготовка и приняла смелое решение — уехать в маленький северный театр города Бодайбо, а после Киренска. Но при этом сказала: «Я вернусь сюда хорошей актрисой». И своё слово сдержала.
 

В 1939 году возвратившись в Иркутск, Галина Крамова начинает свой творческий путь с великолепных ролей: Нина в «Маскараде», Лариса в «Бесприданнице», Любовь Яровая в «Любови Яровой», Мария Стюарт в «Марии Стюарт»,  Анна Каренина в «Анне Карениной», Лидия в «Бешеных деньгах».
 

Наступило тяжёлое для страны время — Великая Отечественная и Вторая Мировая война. Драматический театр отправился играть в Забайкалье и на Дальний Восток. Во время войны с Японией было дано 150 шефских концертов, после чего группа артистов, в том числе Галина Алексеевна, получила медаль «За победу над Японией».
 

В 1960-х годах в «Смерти коммивояжёра» она играла Линду. Блистательно исполнила главную роль в спектакле «Женщины Нискавуори» по финской пьесе «Каменное гнездо». Очень сильное воздействие на зрителя оказал образ матери в спектакле «Остров Афродиты» - здесь наиболее ярко выразился героический талант Галины Крамовой.
 

Галина Алексеевна играла не только героические роли — она была великолепной комедийной актрисой. В спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппе «Суббота, воскресенье, понедельник» ей досталась роль Меме. Из рецензии: «Галина Крамова создала очень жизненный образ заносчивой подслеповатой пожилой донны, помешанной на лечении своих близких, в чём-то решительной, крутой, в чём-то по-настоящему чуткой, понимающей. Смелыми, почти гротесковыми красками пользуется актриса в обрисовке характера, но в то же время она смогла создать подлинность своего образа».
 

Потом были Главная судья в «Судебной хронике», Мурзавецкая в «Волках и овцах» и Турчанинова в «На всякого мудреца довольно простоты», Старуха в «Через сто лет в берёзовой роще».
 

Галина Алексеевна два созыва являлась председателем Всероссийского театрального общества. В 1958 году после московских гастролей министром культуры РСФСР была награждена дипломом Первой степени за характерную роль Марго в «Поэме о хлебе». Позже пришёл указ о присуждении звания народной артистки РСФСР. В 1960 году за все заслуги Галина Крамова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 году стала Почётным гражданином города Иркутска. В 1971 году весь город отмечал её семидесятилетний юбилей. Последней творческой работой актрисы стала постановка «Странная миссис Сэвидж» - премьера состоялась в январе 1973-го. А 28 ноября 1974 года под звуки «Венского вальса» Георгия Свиридова, который Галина Алексеевна Крамова очень любила, Иркутск простился с великой актрисой.


О народном артисте РСФСР Аркадии Тишине зрителям рассказал режиссёр, заслуженный артист России Геннадий Гущин:
 

- Сегодня в театре идёт спектакль «Характеры» по рассказам Василия Шукшина. Но это уже вторая редакция. А первая редакция спектакля «Характеры» была создана в 1970-х годах. В ней играли маститые артисты: ныне здравствующие Виталий Венгер, Людмила Слабунова, Вячеслав Малинин, Юрий Ицков, Елена Мазуренко, Галина Байнякшина... и, к сожалению, ушедшие от нас Иван Климов, Александр Крюков, Юрий Кустов, Лидия Вронская.... А монолог председателя читал Аркадий Тишин. Этот отрывок зал слушал и смотрел затаив дыхание, будто становясь единым целым. В финале его герой произносит такую фразу: «Есть в жизни что-то такое, чего до слёз жалко. Хорошо жить. Мучительно, хорошо жить». И у всех в зале к горлу подступал комок.
 

Аркадий Петрович был первым Сарафановым в театральном мире. В его герое из «Старшего сына» Вампилова, как и в самом актёре, была такая детскость! Детская непосредственность являлась одной из граней его таланта.
 

Родился Аркадий Тишин в селе Липовка Саратовской губернии в 1914 году. Как-то наш театр был на гастролях в Саратове и земляки его встречали с необыкновенным почётом. Окончил в своё время театральное училище и по распределению попал в Русский театр имени М.Лермонтова в городе Грозный. Работал там до 1948 года, потом по приглашению приехал в Иркутский драматический театр и сразу стал любимцем зрителей.
 

Его визитной карточкой был Курочкин в «Свадьбе с приданным». Запомнился Аркадий Петрович в роли Вронского в «Анне Карениной», Расплюева в «Свадьбе Кречинского», Судакова в «Гнезде глухаря» и множестве других ярких образов. Он умел соединять в своей игре смешное исполнение и пронзительную, безумно трогательную ноту.


О народном артисте РСФСР Викторе Егунове рассказывала заслуженная артистка России Елена Мазуренко:
 

- Виталий Венгер в своих воспоминаниях пишет: «Мы встретились с ним впервые в 1952 году, когда Егунов вернулся из армии. Он так и стоит у меня перед глазами — в сапогах, пиджаке и галифе. Причёсывается тщательно, с тем негромким достоинством, которое осталось для меня навсегда связанным с этим первым его портретом и перешло во все другие. А их в мой памяти на сцене и в жизни — не счесть».
 

Для всех нас, кто знал Виктора Пантелеймоновича, видел  его и в жизни, и на сцене есть свой образ этого человека. Говорят, что талантливые люди талантливы во всём. Виктор Егунов был не только артистом, но и художником, инженером, швейным мастером, парикмахером, реставратором, часовщиком, стоматологом, писателем, - освоил секреты ещё многих профессий.


О своём творческом пути Виктор Пантелеймонович рассказывал и сам — с плёнки, записанной восемнадцать лет назад к его юбилею: «Мне было пять лет, когда я упал и ударился об рельс. У меня голова стала какая-то другая! Через два дня был Новый год, я перевязанный вышел, никого не спросив, залез на табуретку и начал читать стихотворение. Все взрослые хлопали: «Вот артист!». И я запомнил это слово - «артист»... С тех пор зародилась во мне эта идея. Хотя, может, если бы не появилось объявление в «Восточно-Сибирской правде» о том, что ведётся набор в театральную студию, я бы стал хорошим инженером.


«Народного артиста РСФСР, Почётного гражданина города Иркутска Виктора Егунова в миру все называли просто «тятей», потому что он владел ещё одним редким талантом быть просто человеком, равным для всех, - завершила свой рассказ Елена Сергеевна. - И тятька, с его неброской внешностью, с его раздумчивой, тягучей речью, а главное — с фирменным олимпийским спокойствием даже в предпремьерные дни, жил на театре более шестидесяти лет и сыграл более двухсот ролей. Виктор Егунов остаётся в нашей памяти талантливым человеком и драгоценным артистом».


Все истории были непохожи одна на другую, как непохожи каждый из этих замечательных артистов. У встречи не было финала, потому что, по заверению Владимира Орехова, замечательный проект Союза театральных деятелей будет продолжаться и расскажет нам ещё о многих славных артистах театрального Иркутска.

Фото: 
Алексей Власевский
17.02.2016