Будь в курсе
событий театра

«Сочинение ко Дню Победы»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

… Совсем иначе строятся взаимоотношения зрителей и актеров в спектакле Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова «Завтра была война», хотя исходный материал тоже слишком известен. Но инсценировщик и постановщик спектакля Геннадий Шапошников, педагоги Наталия Королева и Александр Булдаков, сценограф Александр Плинт вместе с художником по костюмам Галиной Пантелеевой и хореографом Ниной Тереховой создали произведение мощное, глубокое и неожиданно самостоятельное по интонации.

Методологически спектакль остается во многом учебным, но эта «учебность» преисполнена вдохновения и особенной, вычитанной у автора социальной страстностью. Молодые актеры играют школьников (следующий класс – десятый, год выпуска - 1941), воспитанных в условиях весьма специфической цельности общества. Интуитивно сознавая копящуюся ярость по-новому жесткой эпохи, герои пытаются анализировать происходящее, делать выводы и, что сложнее всего, сохранять самостоятельность мышления, испытывая даже некоторое подобие наслаждения от процесса постижения действительности, хотя эта действительность чревата трагедиями на самых разных уровнях быта и бытия.

В сознании сложностей этого процесса специфика повести, ее идейного строя – и необычайная увлекательность иркутского спектакля, где все: учителя и ученики, актеры и педагоги – равно ответственны друг перед другом, одинаково (но, разумеется, по-разному) увлечены смыслом как сюжета, так и времени. Режиссер и актеры замечательно точны в выборе предмета разговора, в том, что составляет суть эпохи, жизни в ней человека и гражданина, ею рожденного и воспитанного. Жизнь сама по себе не течет, она остается школой – недаром школьные парты все время стоят на сцене, удобно и просто превращаясь в иные предметы интерьера.

Органическое бесстрашие режиссера Геннадия Шапошникова объясняется и оправдывается не только молодостью, но и завидной глубиной гражданского чувства. Актеры, особенно опытные, исполнители «взрослых ролей», с не менее завидной страстностью и азартом этот пафос автора спектакля разделяют. Работы Николая Дубакова ( директор школы Ромахин), Натальи Королевой (учительница Валентина Андроновна) – незабываемы. Столь же мощно работает вся молодежь спектакля (фамилии не называю «из педагогических соображений» - чтобы не зазнавались). А если серьезно, то постановка иркутян – пожалуй, самое сильное впечатление последних лет, тем более что создана на материале, который считается, по старорежимной логике, «датским», а значит, чреват конъюнктурой и приблизительностью воплощения. Охлопковцы, пожалуй, сделали невозможное – доказали обратное: военная тема при сердечном и разумном к ней отношении становится той самой радостью со слезами на глазах, о которой мечтает каждый художник и каждый зритель.

Автор: 
Александр Иняхин
27.10.2005