Будь в курсе
событий театра

Сны о России

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Бег» Булгакова на сцене Иркутского драмтеатра.
 

Может ли человек прожить без родины? Ответ на этот вопрос ищут герои спектакля «Бег», который идет на основной сцене драмтеатра. Над постановкой самой странной пьесы Булгакова, жанр которой автор обозначил как «восемь снов», работала московский режиссер Татьяна Воронина. Кстати, эту пьесу не самой счастливой сценической судьбы в последнее время снова начали ставить. Скорее всего потому, что реалии произведения — Крым, эмиграция, смутные дни — стали созвучны современности, когда в мире все так зыбко и нестабильно.
 

Герои «Бега», которым суждено пополнить ряды первой волны русской эмиграции, предстают перед зрителями в тот момент, когда война с большевиками проиграна. И в этой страшной, бесприютной действительности каждый вынужден спасать свою жизнь сам. Реальность, в которой рушится привычный мир героев, настолько страшна, что проще думать, что это сон или болезненный бред. И вся атмосфера постановки усиливает это ощущение. В начале спектакля со стола со звоном падает зеленая лампа как символ устроенного быта, и ее теплый мягкий свет гаснет для героев навсегда. С этого момента действующие лица постановки существуют в неуютной действительности под огромным куполом с разбитыми стеклами — то ли в дыму, то ли в тумане.
 

На сцене постоянно дует ветер, который гонит их из привычной реальности. Все они как рыбы, выброшенные на берег, или вырванные с корнями деревья…
 

Я с первого дня репетиций говорила актерам, что это сны, а когда мы начали разбирать пьесу, оказалось, что ни у кого из героев нет биографии. И я запретила сочинять их, потому что это могло привести к быту, — пояснила Татьяна Воронина. — И хотя в пьесе есть сюжет, событийный ряд, некая конкретика, герои ее лишены быта. Ведь они проиграли Родину не только как страну, но и как среду обитания.
 

На этом перепутье от одной из главных героинь — Серафимы Корзухиной (актриса Анастасия Пушилина) отрекается муж (Алексей Орлов I), и «белые» подозревают ее в шпионаже. Но она больна, и в бреду легко переживает весь этот кошмар — мало ли что привидится в горячке? Все это время ее пытается найти и спасти влюбленный в нее приват-доцент Голубков (Сергей Дубянский), который и привез ее в Крым. Но Серафиму увозит за границу Чарнота (Николай Дубаков) со своей походной женой Люськой (Марина Елина). Голубков устремляется за ней.
 

Во втором действии, разворачивающемся в Константинополе, сон превращается в фантасмагорию. Русские эмигранты предстают перед зрителями в красных шутовских костюмах.
 

На чужбине без средств к существованию они никому не нужны, и каждый из них зарабатывает как может. Чарнота продает «куколок», Люська торгует собой. Когда Серафима от отчаянья тоже пытается встать на этот скользкий путь, ее и находит Голубков. Но кто-то все-таки неплохо устраивается в новой реальности и ничуть не тоскует по «дикой» России. Так, Парамон Корзухин, сумев нажиться на войне, лежит в золотой ванне на собственной вилле в Париже. Там его и застают Голубков и Чарнота, приехавшие в надежде занять у него денег для Серафимы. Тут Парамон, которого Алексей Орлов наделил чертами изысканного негодяя, произносит речь про доллар, которая по сей день звучит актуально.
 

В итоге Чарнота обыгрывает Корзухина в карты, и они возвращаются в Константинополь с деньгами. Но счастливый финал в этом спектакле невозможен. Не только по странной логике сна, но и по законам исторической достоверности. Серафима и Голубков возвращаются в Россию, но их будущее туманно. Это подчеркнуто в спектакле клубами дыма, в которых растворяются герои. Режиссеру и художнику спектакля Александру Плинту удалось создать некую сновидческую реальность, в которой так просто шагнуть из привычного мира, стоит лишь закрыть глаза. К сожалению, так же легко наступают смутные времена, срывающие с людей маски интеллигентности и благообразия. Кстати, для зрителей спектакль «Бег» — это возможность увидеть кошмар, представленный авторами постановки, и сделать все, чтобы он не стал явью. 

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Милена Фролова
09.02.2017