Будь в курсе
событий театра

Слово между прошлым и настоящим

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Иркутск — студенческий город. Таким он остается с 1918 года, когда был основан первый университет Восточной Сибири и Дальнего Востока. На протяжении более 350-летнего развития Иркутск сохраняет привлекательный вид, удививший когда-то Антона Павловича Чехова и других побывавших здесь выдающихся людей.
 
Атмосфера интеллигентности нашего города сохраняется во многом и за счет драматического театра имени Н.П.Охлопкова, неофициально называемого сибирским МХАТом. Театра живого, постоянно изобретающего новые проекты. Одним из таких проектов начиная с 2007 года стали литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Каждый год после весенних сессий и школьных экзаменов наступает «Это лето...», когда можно прийти в театр, чтобы услышать живое слово известных писателей и поэтов, деятелей культуры и искусства, музейщиков, издателей, кинематографистов...
 
Первые встречи
 
Идея литературных вечеров родилась у иркутского издателя Геннадия Сапронова, обратившегося в иркутский академический театр с предложением приглашать в наш город известных современных литераторов, книги которых издавались в Иркутске. Поддержанная директором театра Анатолием Стрельцовым и министерством культуры и архивов Иркутской области, для общественности эта идея была озвучена следующим образом: «Мы хотим возобновить забытые традиции проведения встреч с писателями и поэтами, которые пишут свои произведения сердцем, дают читателям надежду и веру в будущее».
 
Знакомя иркутян с первыми гостями литературных вечеров, Геннадий Сапронов говорил: «Валентин Курбатов в особом представлении не нуждается, все его книги, написанные за последние годы, выходили в Иркутске не одним тиражом — это «Крест бесконечный», «Уходящие острова», «Подорожник». На литературных встречах 2007 года писатель и литературный критик представит свой новый труд, книгу «Наше небесное Отечество» — литературный итог многочисленных поездок Курбатова в Турцию, бывшую Византию».
 
— «Наше небесное Отечество» — это истоки русской духовной культуры, — говорил на презентации книги Валентин Курбатов. – Не многие сегодня помнят, что пошла она именно из Византии. Когда человек приезжает из Турции, у него спрашивают: что купил? Так и хочется распаковать баулы и похвастаться товарами. Но никто не знает, что, может быть, главный товар Турции для нас — духовность и нравственность, истоки русского православия.
 
Другими гостями первых литературных встреч были писатель Михаил Кураев и эссеист, журналист, тогда еще директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», а сегодня советник президента России Владимир Толстой. Имена, не замеченные в литературных скандалах, которыми начала отличаться Россия перестроечного периода. Модными их тоже не назовешь, ибо мода — субстанция преходящая, а Кураев и Толстой говорили с иркутянами о непреходящих истинах бытия.
 
Михаил Кураев представил свою книгу «Похождение Кукуева», написанную в иронически-сатирическом жанре. История, о которой рассказывает писатель, очень проста — она стала продолжением фильма «Знакомьтесь, Балуев», снятого по известному роману советского писателя Вадима Кожевникова.
 
Кураев описал историю не кино-литературного персонажа, являющегося прототипом Балуева. Он рассказал о его подлинной жизни, проследив в романе закат советской цивилизации, переходный период и наше капиталистическое начало — время, в котором складывалась жизнь реального человека. Не случайно «Похождения Кукуева» написаны в ироническом жанре и похожи на авантюрный роман. Прочитав его, можно понять, откуда пошла «прихватизация», откуда в наше время появились люди, которые, проснувшись утром, стали миллионерами, и почему в нашем бизнесе и во властных структурах главенствуют бездуховность и безнравственность.
 
Владимир Толстой, рассказывая о музее «Ясная Поляна», говорил о роде Толстых, о трагическом исходе Льва Николаевича из родного гнезда. Он вспомнил историю одного олигарха, решившего посетить «Ясную Поляну». Этот нувориш долго стоял у небольшого камня, установленного вместо памятника на могиле писателя. Наконец, обратившись к сопровождающим, заметил: «Скромно похоронен, но об этом человеке знает весь мир. Мы же устанавливаем на своих могилах роскошные усыпальницы, но о нас забудут на следующий день после похорон». Замечание, точно определяющее смысл бытия человека на земле и его нравственную основу.
 
«Дистанция между залом и сценой становится меньше»
 
В 2009 году Геннадия Сапронова не стало. На вечере, посвященном его памяти, Валентин Распутин говорил, что сердце не выдержало тех потрясений, которые встретились на пути этого совестливого, глубоко порядочного человека. Несколько недель прошло с момента, когда группа писателей и общественных деятелей вместе со съемочной группой Сергея Мирошниченко (знаменитого кинодокументалиста, который позже тоже стал участником литературных встреч) проехалась по деревням, подлежащим затоплению во время строительства Богучанской ГЭС, для съемок фильма «Река жизни». Литераторы встречались с простыми людьми, вели с ними тихие беседы, слушали их исповеди, полные горечи и тоски. Действительно, трудно не заболеть сердцем, выслушивая трагические истории жизни деревенского человека, забытого государством, брошенного на произвол судьбы.
 
Приглашение писателей на литературные вечера в Иркутск продолжил Валентин Курбатов, можно сказать, с благословения Валентина Распутина. «Главной скрепой «Встреч», их счастливой опорой всегда остается Валентин Григорьевич Распутин, чье и безмолвное присутствие в зале укрепляло в участниках дорогое чувство ответственности за слово и милую Родину, — говорил Валентин Курбатов. — Дистанция между залом и сценой становится все меньше. Это видно по кругу и качеству вопросов, которые зал задает тому или иному гостю, потому что от встречи к встрече слушатели входят в контекст русской культуры, и горизонт их яснее и шире...».
 
Каждое лето Валентин Яковлевич привозит в наш город писателей, умеющих достучаться простыми словами до людских сердец. И каждый июнь зрительный зал академического театра заполняется людьми, приходящими сюда не из праздного любопытства, а в стремлении постичь смысл собственной жизни и смысл жизни народа, стойко переносящего испытания, выпавшего на каждого из его поколения.
 
За десять лет, которые отделяют нас от первого года проведения литературных вечеров, перед иркутянами прошла целая плеяда деятелей литературы. К диалогу в зрительном зале присоединились выставки, встречи в библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского, было даже выступление солистов Московского театра «Новая опера». Некоторые гости приезжали в Иркутск не один и не два раза, объясняя свое влечение к городу аудиторией, которая собирается «Этим летом...». Людей вдумчивых, внимательных, образованных, умеющих внимательно слушать и задавать трудные для ответа вопросы.
 
Одним из гостей иркутских встреч стал писатель, литературный критик, лауреат премии Александра Солженицына Игорь Золотусский. В серии книг «Жизнь замечательных людей» он издал свои труды о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, любимого им Н.В. Гоголя: «К Николаю Васильевичу я отношусь как к живому. Я облазил все места, где он жил, и даже бывал за границей. И Гоголь всегда шел возле меня, мягко опираясь на свою тросточку...», — говорил Золотусский.
 
Иркутянам интересно было узнать мнение Игоря Петровича о современной литературе. Писатель отвечал: «Она мне не интересна. Я по-прежнему максималист и читаю только хорошую прозу. Например, очень люблю Набокова. И советовал бы преподавать его в школе. Это прекрасный образец языка, которого в России больше нет. Я не о «Лолите», конечно. Знаете, для того, чтобы отличить порнографию от искусства, надо обладать культурой. Подростки ею еще не владеют. Только поэтому я не о «Лолите». Пелевин? Его я прочел восемь лет назад и понял, что никогда больше читать не буду. Сегодня мне интересен Пруст, читаю с огромным наслаждением! Это тоже постмодернизм, но, в отличие от пелевинского, гениальный! Мне интересны Федор Абрамов, Борис Можаев, Валентин Распутин,  Василий Шукшин... Почему? Они носители настоящего крестьянского языка, который до недавнего времени еще кое-где сохранялся. Это писатели, которые продлили век русского языка! И уже за одно это они останутся в истории литературы. Это у них слова! А у Пелевина — «успех»....
 
«Не учить читателя читать, а понять личность автора» — в этом известный писатель и литературовед Лев Аннинский, побывавший в 2010 году на литературных вечерах в Иркутске, видит главную цель своей жизни. Он автор более двадцати книг-исследований о творчестве Писемского, Мельникова-Печерского, Лескова, о поэтах Серебряного века, о современных бардах, кино и театре. Его работам свойственна ирония, Лев Александрович всегда открыто высказывал свое мнение и никого не боялся. «Всегда работаю на пограничных произведениях. Ни вправо, ни влево. Вынюхиваю всё», — говорил на встрече Аннинский.
 
«В прошлое нельзя кидаться грязью, оскорблять его, относиться снисходительно, иронизировать нельзя», — говорил на одном из литературных вечеров Алексей Варламов. Тогда, в 2008 году, на встрече с известным писателем, исследователем русской литературы ХХ века, профессором МГУ, лауреатом многих литературных премий и премии Александра Солженицына, а сегодня и ректором Литературного института имени А.М. Горького, было много вопросов, касающихся гигантских очередей к поясу Богородицы, Дарам волхвов и выставке «Романовы». Что происходит в нашем обществе? Что мы пытаемся найти?
 
— Я думаю, в человеке срабатывают разные механизмы, — отвечал Варламов. — Одно дело — жгучее любопытство, некая фронда, запретный плод, как это было в советское время. И другое — если, например, говорить о «Романовых» — выставка, свидетельствующая о масштабе и значении русского пути. То есть люди идут не потому, что они против государственной идеологии, а потому, что их притягивает собственная история. Это так же интересно и важно и лично касается каждого, как твоя родословная. Романовы — наше Отечество, наш общий род. И уж тем более Дары волхвов — движение духовное, которое если и рассматривать как некий протест, то протест против информационного тоталитарного общества, против опасностей времени. Желание найти убежище от того, что людей обступает в их повседневной современной жизни. Это, на мой взгляд, вещи инстинктивные — отравленное сознание тянется к противоядию. Люди осознают, что так надо для их личности, ее сохранения, спасения, говоря языком не только христианским, но и житейским.
 
Большой интерес у слушателей литературных вечеров вызвала встреча с поэтом, публицистом, искусствоведом, заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир», общественным деятелем Юрием Кублановским, одним из организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ (Смелость. Мысль. Образ. Глубина). В советское время он печатался преимущественно в самиздате. С 1982 по 1990 год находился в вынужденной эмиграции. Лауреат литературной премии Александра Солженицына, Новой пушкинской премии, Юрий Михайлович писал о себе от третьего лица: «Кублановский — образцовый поэт с образцовой биографией. Он едва ли не единственный писатель, который удостоился высокой оценки и внимания обоих русских нобелевских лауреатов конца ХХ века: и Бродского — составителя первой книги Кублановского, и Солженицына — сказавшего о поэте теплые слова. Кублановский не хочет и не умеет быть образцом. Та совершенная сфера, в которую мог бы превратиться его поэтический мир, неизбежно дает трещины, и через них сочится, бьет, падает свет. Опыт его поэзии — это редкий, почти не существующий сегодня опыт любви к действительности».
 
В сердцах людей…
 
За десять лет, проведенных «Этим летом в Иркутске», в стенах академического драматического театра собирались писатели, поэты, литературные критики, которые говорили не только о литературе, но и о многих проблемах, волнующих сегодняшнюю аудиторию.
 
В 2012 году с иркутянами встретились Павел Басинский, литературовед и литературный критик, редактор отдела культуры «Российской газеты», автор книги «Лев Толстой: бегство из рая»; Павел Фокин, историк литературы, автор-составитель литературного проекта «Классики без глянца» издательства АМФОРА, член Международного общества и Российского общества Ф.М. Достоевского; поэт, доктор филологических наук Светлана Кекова. В 2013 году гостями Литературных вечеров стали писатель, кинодраматург Михаил Кураев, поэт Александр Танков и директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов. В 2014-м иркутяне вновь встретились с Владимиром Толстым; поэтом, лауреатом и победителем многих российских и зарубежных поэтических фестивалей, графиком и живописцем Александром Карташовым и сотрудником отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, автором бестселлеров «Лавр» и «Авиатор», доктором филологических наук Евгением Водолазкиным. В 2015 году иркутские вечера посетили представитель петербургских писателей-шестидесятников, прозаик, сценарист Валерий Попов; знакомые иркутянам Алексей Варламов и Валентин Курбатов. В 2016 году собеседниками иркутян стали Александр Гаврилов, филолог-классик, доктор исторических наук; Гузель Яхина, российский писатель, автор романа «Зулейха открывает глаза»; Елена Шубина, издатель, руководитель редакции русской современной прозы издательства АСТ.
 
Наконец. на встрече с читателями в прошлом году театр представил и своего автора, заслуженного артиста России Виталия Сидорченко. Его перу принадлежат увлекательнейшие книги об истории драматического театра, его значимости в развитии театрального искусства всей России.
 
В конце июня этого года литературные вечера «Этим летом в Иркутске» состоятся на сцене академического драмтеатра в одиннадцатый раз. Посвящены они будут светлой памяти Валентина Григорьевича Распутина. Иркутяне встретятся со своими старыми знакомцами — писателями и деятелями культуры и искусства Владимиром Толстым, Алексеем Варламовым, Павлом Фокиным, Сергеем Мирошниченко, Михаилом Кураевым. По-прежнему выйдет на сцену Валентин Курбатов и обратится к иркутянам со словами, полными взаимопонимания и любви.
 
Гости обязательно посетят могилу Распутина в Знаменском соборе. Валентин Григорьевич приходил на все литературные вечера в театре, он был един со средой внимательных и добросердечных слушателей и писателей, мысли и чувства которых, находят отклик в сердцах людей.
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Светлана Жартун
26.06.2017