Будь в курсе
событий театра

Сказка с гарниром. «Охлопковцы» представили первую после перерыва премьеру

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Сижу в огромном зрительном зале Иркутского драматического театра имени Охлопкова, через пять рядов от меня - его директор, ещё через пять - главный режиссёр. Больше в зале и нет никого: роскошные синие кресла укрыты белой тканью. В условиях эпидемии сдача большой новогодней премьеры выглядит именно так. 

Только на сцене, которая превращается то в таинственный лес, то в шикарный дворец королевы, то в простую русскую избу, кажется, нет и никогда не было никакого вируса. Там - её величество сказка. К Новому году и Рождеству «охлопковцы» поставили «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака. 
 

С Новым годом! И с первым апреля!
- Мы ввязались в этом спектакле в историю с новыми технологиями, - говорит перед премьерой главный режиссёр театра Станислав Мальцев, а спустя десять минут мы уже видим эти технологии в действии: из двенадцати братцев-месяцев только одного играет актёр. Это Январь, он же Дед Мороз, в исполнении Ивана Гущина. Остальные его братья - виртуальные. Они машут нам и поют с экрана, но это ничуть не уменьшает, а наоборот, усиливает эффект присутствия зрителей в том сказочном лесу. 
 

Проецировать декорации и некоторых персонажей на экран и занавес помогает голографическая сетка с серебряным покрытием, которая появилась в театре вместе с другим инновационным световым оборудованием в уходящем году. С помощью нового света, как по волшебству, в один миг удаётся превратить декорацию морозного зимнего леса в лес весенний, зелёный, цветущий, в котором главная героиня собирает подснежники для злой мачехи и капризной сводной сестры (роль сестры с блеском сыграла артистка Алёна Бочкарёва). 

Как говорит режиссёр, новое оборудование - это только «гарнир», лишь помощь, чтобы сделать сказку более эффектной. 
- Всё живое тянется к живому, главное, чтобы у нас с артистами получилось сделать так, чтобы маленьким зрителям была понятна главная идея сказки, её рождественский мотив. Всё-таки Маршак родился ещё до революции, он был человеком, знающим Библию. Он писал «Двенадцать месяцев» во время Великой Отечественной войны и вкладывал туда очень глубокие смыслы, понятные даже детям, - говорит Станислав Мальцев. - Важно не просто веселить и забавлять детей и родителей под Новый год, но и напоминать им о вечных ценностях.

Одна из них: человек всё время пытается бороться с природой вместо того, чтобы слушать её и жить с ней в гармонии. Не зря, когда молодая королева заявляет о том, что издаст новый закон природы, чтобы после декабря сразу наступил апрель, её профессор кричит, что это невозможно. А глашатаи, которые объявляют о капризе царской особы, заканчивают своё сообщение ироничным поздравлением: «С новым годом! И с первым апреля!».
 

«Входим в форму, как спортсмены» 
«Охлопковцы» «зашили» в сказку «изюминки», которые сделают её ярче и веселее для взрослых. Например, посол Западных держав прибывает на приём королевы в модном голубом парике и разговаривает с французским акцентом. Кстати, костюмы артистов стоит отметить особо: почти все наряды персонажей сказки объединяет общая деталь - объёмные рукава, которые, кажется, делают всё происходящее на сцене ещё более лёгким и воздушным, будто припорошённым свежим снегом. 

На вопрос, тяжело ли было артистам влиться в постановочный процесс после почти годичного перерыва, Станислав Мальцев отвечает:
 

- Актёры репетировали с радостью, они действительно соскучились по работе. В то же время, такой перерыв ощутим для актёрской техники. Раньше самая большая пауза, которая была у артистов, - это месяц отпуска. Сейчас им приходится входить в форму, как спортсменам. Я думаю, это будет длиться какое-то время, но мы это преодолеем и выйдем к зрителям в хорошей форме, - отмечает режиссёр. 

Правда, когда зрители и артисты всё-таки встретятся, пока неясно. Власти региона примут решение уже после праздничных выходных, поэтому новогоднюю сказку в драмтеатре поставили так, чтобы её можно было показывать хоть на Масленицу. Для этого Январю, который открывает спектакль, просто напишут подходящий к моменту текст, ведь немного новогоднего чуда не помешает даже весной. Не зря же в сказке есть те самые строчки: «С новым годом! И с первым апреля!»

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Дарья Галеева
14.01.2021