Будь в курсе
событий театра

Сириль Грийё: Клоун счастлив только на сцене

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Говорить с залом, не боясь быть открытым. Смотреть на публику и дарить свои эмоции каждому. Быть смешным и глупым. Всему этому учились артисты Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова во время мастер-класса Сириля Грийё, профессора актерского факультета университета Гренобля.
 

Перед «Смертельным номером»
 

В Иркутск он приезжал не случайно. Профессор уже давно и всерьез увлечен творчеством Александра Вампилова. Сириль Грийё первым перевел пьесу «Старший сын» на французский язык, и именно благодаря ему это произведение Александра Валентиновича сегодня издается во Франции. Целью его поездки стало обсуждение будущего совместного театрального проекта Иркутского академического театра и французских артистов, который обещает стать уникальным творческим подарком для иркутян к восьмидесятилетию драматурга, которое город будет отмечать в 2017 году.
 

Как ни странно, мероприятие было посвящено искусству быть клоуном. Свою творческую карьеру Грийё начинал цирковым артистом, позже выучился на театрального режиссера и педагога. Мастер-классы  по клоунаде пользуются большой популярностью — профессор проводил их в Москве, во многих городах Франции и других европейских стран.
 

Почему клоунада так заинтересовала актеров? На протяжении нескольких месяцев театр работает над спектаклем «Смертельный номер» по современной пьесе Олега Антонова. Драматические артисты выйдут на сцену, исполняя роли четырех масок традиционной клоунады: Белого, Черного, Рыжего и Толстого клоунов.

 

«Иногда я готов смеяться над всем, иной раз, напротив, ощущаю тяжесть своего призвания.  Как клоун я говорю о неустойчивости, ошибках, глупости человека. Как постановщик люблю подвиг и силу, но не столько мощь тела, сколько силу человеческой мечты. Я часто обращаюсь к России, потому что люблю ее культуру, ее людей, и, возможно, душа моя всегда остается там, далеко на востоке…»

 

Когда зал смеется
 

Актеры задавали французскому мастеру множество вопросов, пытаясь понять, как живет человек, выбравший для себя эту непростую стезю, почему он посвящает свою жизнь творчеству, что происходит в его душе, когда зал смеется.
 

— Для меня клоунада — это форма театрального выражения и непосредственное человеческое общение, — говорил Сириль Грийё. — Клоун меняет свое поведение в зависимости от того, как на его действия реагирует зал. Во Франции клоуны делают очень много импровизаций. Историю номера можно написать только после выступления, а не до, потому что каждый раз это что-то другое, и предугадать все практически невозможно. Иногда один и тот же человек совершенно неожиданно для себя может быть на сцене и Белым, и Черным, и Толстым, и Рыжим клоуном.
 

Клоун очень открыт, наивен и прост. Он показывает, как хрупок человек. Клоун работает над своими глупостями. Все мы очень талантливы в этом смысле, потому что внутри нас живет много глупостей. Он, не размышляя, использует свои слабости; партнеру, зрителю, себе всегда говорит: «Да». Когда что-то не получается, возникает проблема гордости. Но претензия, гордость — это ведь тоже смешно! В жизни мы пытаемся спрятать свои ошибки, здесь же можно показать их публике. Когда клоун в чем-то проваливается, у него есть шанс заставить зал смеяться над этой ситуацией. Нужно всегда находить удовольствие в игре. Самая большая сложность в работе артиста заключается в том, чтобы каждый вечер, выходя на сцену, развлекая себя, развлекать и публику.
 

Самое важное — все отдать зрителю. Клоун счастлив только на сцене. В цирке многие артисты, постаревшие или когда-то поранившиеся, становятся клоунами, и часто коллеги не очень хорошо к ним относятся. Клоун всегда должен помнить о том, что, когда он выйдет за дверь, директор будет его ругать, а может, и отправит убирать клетку с тиграми. Поэтому ему нужно сделать все, чтобы остаться на сцене. Только здесь он живет полной жизнью.
 

Искусство быть самим собой
 

— То, каким получится у артиста клоун, зависит только от него самого, — продолжает Сириль Грийё. — Макияж, одежда, поведение — поэтический выбор самого актера. Важно внутри себя найти то, что заставляет выходить на сцену. И каждый находит свой путь.
 

Мастер-класс продолжался почти три часа. Глаза артистов горели, они с увлечением делали упражнения, шутили, смеялись, и каждый в зале, слушая удивительного и светлого человека — профессора Грийё, понимал что-то новое и важное не только в искусстве быть клоуном, но и в таком сложном искусстве быть самим собой.


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Ольга Олекминская
19.01.2015