Будь в курсе
событий театра

Сила любви

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Бенефис народной артистки России, актрисы академического драматического театра имени Охлопкова Натальи Королёвой, организованный в честь юбилея, стал настоящим праздником театрального искусства.

Накануне она играла старуху Анну в инсценированной повести Валентина Распутина, на бенефисном вечере – спектакль по пьесе Джона Патрика «Дорогая Памела». Актёрский диапазон Наталия Васильевна продемонстрировала такой, что мог бы позавидовать любой артист. Для зрителей эти спектакли стали откровением Королёвой, раскрытием её духовной сути.

В «Последнем сроке» актриса играла старуху, прикованную к смертному одру, сумевшую силой любви встать, чтобы попрощаться со своими детьми. Памела, наоборот, пытается уйти из жизни, но тоже из чувства любви к чужим людям, которые стали для неё близкими. У одной героини силы на исходе, другая искрится темпераментом, фантастической волей к жизни, и обе являют собой образец женского милосердия и доброты.

Надо сказать, за 25-летний срок работы на сцене Иркутского академического драматического театра Наталия Королёва никогда не играла спектакли, в которых бы проявлялась негативная суть женского характера. Были попытки создать образы «роковых» героинь (как правило, в западной драматургии), но решающего значения в творческой биографии актрисы они не имели. Королёва — очень русская актриса, образы своих героинь она строит на душевности, открытости, всепрощении. И Памела, сыгранная в бенефисе, стала женщиной без возраста, похожей на наших современниц, выброшенных социумом на задворки жизни.

Сегодня часто говорят: ребёнок-вундеркинд. Наверное, такой была и Наташа, с раннего детства представлявшая себя актрисой. Даже игру в куклы она делала представлением, которому необходим был исполнитель и зрители. В Свердловское театральное училище её взяли учиться без аттестата зрелости, поставив условие, что получать его будет в вечерней школе. Она могла бы и высшую математику освоить, лишь бы заниматься любимой игрой. На курсе, как любой девушке, ей хотелось репетировать любовные сцены, но «малявку» в партнёрши парни тогда не брали.

Когда стала актрисой и начала работать в Свердловском ТЮЗе, потом в драматических театрах Новочеркасска и Архангельска, историй, рассказывающих о любви, сыграла немало. Это чувство в спектаклях было романтическим и возвышенным, горьким и драматичным. Молодая актриса понимала, что любовь бывает не только счастливой, но и опаляющей сердце, испепеляющей душу.

В Архангельске запомнилась работа над спектаклем по инсценированной повести Фёдора Абрамова «Две зимы и три лета». Репетировали долго, учились говорить на местном диалекте: вся фраза скороговоркой, а окончание протяжное, словно поющее. Когда выезжали в Пекашино, родную деревню Абрамова, волновались больше, чем на столичных гастролях. Их зрители – прототипы спектакля: узнают ли самих себя, поверят ли? Зрители поверили, долго не расходились, рассказывая невероятные были и небылицы о людях-оборотнях, о северных дремучих лесах и болотах.

В Иркутском театре, работать в который Наталия Васильевна приехала вслед за мужем Анатолием Стрельцовым, поначалу в спектаклях была занята немного — «чужаков» здесь принимали непросто. Выручило умение самостоятельно работать и… «декабристские вечера». С группой актёров она стала играть композиции о жизни Александры Муравьёвой и Марии Волконской. Ездили в Красноярск, там познакомились с Виктором Астафьевым: «Какое странное чувство охватывает от сознания, что сидишь рядом с живым классиком, – рассказывала Королёва. – Не замечая времени и не подбирая слов, можешь разговаривать обо всём: о жизни, любви, смерти…»

Восхождение на Олимп иркутской сцены началось с прихода в театр главного режиссёра Изяслава Борисова, в постановках которого Наталия Васильевна сыграла не один спектакль. Сколько было исполнено с той поры ролей! Каждую она играла сердцем, проживая на сцене минуты отчаяния, драматизм сложной женской судьбы. Сердце актрисы в какой-то момент стало не выдерживать, замирать от постоянных надрывов. Королёвой тогда помогли иркутские и московские врачи. Не случайно в конце бенефисного вечера слова благодарности она выразила им, спасителям не только жизни, но и актёрской судьбы.

Благодарность получила актриса и от своих учеников, студентов Иркутского театрального училища, которых работает сегодня в театре немало. Они и стали ведущими вечера в честь дорогого педагога, были связующей нитью между официальными лицами и коллегами из других театров, пришедших поздравить Наталью Васильевну с юбилеем.

Был и ещё один трогательный момент на бенефисе Королевой: на сцену вышли её партнёры (это оказался почти весь мужской состав труппы) с репликами, которые они подавали актрисе в сыгранных с нею спектаклях. Возник зримый образ ролей актрисы. Огромные букеты цветов – ещё одно свидетельство того, что народная артистка России Наталия Королёва не только признанная, но и любимая актриса Иркутска.

16.04.2008