Будь в курсе
событий театра

Show must go on, или «Гамлет» как аттракцион

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутский драматический театр умеет создавать ажиотаж вокруг своих спектаклей. О том, что здесь ставят «Гамлета», весь город знал еще за два месяца до премьеры. Зрителей интриговали фотографиями с репетиций, интерактивными акциями в интернете, наконец, перед самой премьерой особо удачливым предлагалось сфотографировать Гамлета, который должен был появиться у стен театра, и получить пригласительный. Все эти игры с молодежью не проходят зря, и в этом сезоне билетов на новый спектакль Геннадия Шапошникова уже не достать.

Шекспир может поразить и самого далекого от театра современного зрителя. И если уж не текстом и игрой актеров, то спецэффектами точно. В этом уже смогли убедиться первые зрители спектакля «Гамлет» в постановке художественного руководителя Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадия Шапошникова. В спектакле столько всего, что порой, в буквальном смысле, не знаешь, куда смотреть.

Уже опробованный на чеховском «Вишневом саду» прием переноса зрительного зала на сцену применен и здесь. Но пространство для игры актеров теперь не квадратное, как в «Снах Ермолая Лопахина», а представляет собой будто длинный коридор, выстеленный ковровой дорожкой. Все герои одеты в современные костюмы, Дания представлена как условное государство неопределенного времени, четыре плазменных панели, объединенные в большой экран, показывают то сияющего призрака убитого короля, то плавающую бездыханную Офелию, а то и вовсе передают военные новости в программе «Дания сегодня». Лейтмотивом звучит Show must go on группы Queen. И это действительно гораздо больше шоу, чем психологический театр.

Роль Гамлета досталась молодому актеру Вячеславу Дробинкову, да и сам спектакль можно считать молодежным — опытных артистов здесь занято меньше половины, среди них Александр Ильин в роли братоубийцы Клавдия, заслуженный артист России Николай Константинов в роли Полония, Марина Елина в роли Гертруды и другие. Степан Догадин исполнил роль призрака отца Гамлета.

«Гамлет» в версии режиссера Геннадия Шапошникова — это торжество декораций, театральных эффектов: посреди сцены вдруг открывается готовая могила и могильщики достают из нее череп Йорика; бродячая труппа катит впереди себя огромный шар, который потом кидают в зрительный зал (прямая цитата постановки «Снежное шоу» гениального клоуна Вячеслава Полунина); в сцене поединка Гамлета и Лаэрта опускается решетка и начинается настоящее состязание на рапирах. Наблюдая за всеми этими эффектами с открытым ртом, порой забываешь, какую собственно пьесу смотришь, и юные барышни, сидя в зрительном зале, кажется, более любуются обнаженным торсом актера Дробинкова, чем сопереживают страданиям Гамлета.

Автор: 
Антон Кокин
04.06.2009