Будь в курсе
событий театра

Сцены из романа «Идиот»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Поставили в Иркутском драмтеатре.
 

Сцены из романа «Идиот» Федора Достоевского поставил в иркутском драмтеатре режиссер Геннадий Шапошников. Жанр спектакля, обозначенный в названии, говорит сам за себя – сокращение слишком объемного для театрального воплощения произведения неизбежно. Но даже с купюрами спектакль длится три с половиной часа. При этом зрители выдерживают эту встречу со знакомым еще со школы произведением на одном дыхании.
 

Постановка вызвала такой ажиотаж среди зрителей, что билеты на новый спектакль был раскуплены еще за месяц. По первоначальному замыслу Геннадий Шапошников хотел рассадить зрителей прямо на сцене, но затем передумал и вернул их в зал. Это, однако, не разрушило той мрачной мистической атмосферы, которая буквально окутывает спектакль. На заднем плане сцены – полупрозрачный тюль, на который проецируются силуэты зданий и интерьеры. Настроение поддерживают весьма аскетичные декорации, которые создал Александр Плинт: стационарная металлическая мебель и кресла на колесиках, больше ничего не загромождает это неуютное пространство, в котором живут герои. И только наряды иногда разбивают монохром: платья Настасьи Филипповны то и дело вспыхивают алым и кобальтом. Костюмы, как и оформление сцены, придумала художник Мария Козлова.
 

Мы следовали идее создать неживую среду, в которой мучается живой человек, в чем, на мой взгляд, заключается один из смыслов произведения, – пояснил режиссер Геннадий Шапошников. Роман «Идиот» – материал непростой для сегодняшнего человека в силу обстоятельств того времени, которые, если убрать из спектакля, то и конфликт потеряется. Хотя именно сегодня Достоевский как нельзя актуален. При этом оговорюсь сразу, мы не пытаемся расшифровать весь роман, а берем только некоторые наиболее важные, на наш взгляд, аспекты.
 

Таковым Геннадий Шапошников считает, прежде всего, любовь. Именно ее совершенный носитель – князь Лев Мышкин или как его определял сам Достоевский – «князь Христос» (в спектакле его роль играет молодой артист Сергей Дубянский) входит в мир людей, отношения которых, прикрываемые светскими приличиями, по сути, основаны лишь на расчете. Сострадательная любовь становится в его руках обоюдоострым оружием, которым он разрушает привычную жизнь людей. В Гане Иволгине (артист Глеб Ворошилов) – жажду наживы, которую он ставит выше любви, в Настасье Филипповне (Екатерина Константинова) – чувство вины и стыда, в Аглае (Анна Дружинина) – ревность и осуждение. На то он и идеальный персонаж, что на его фоне, как на белом листе бумаги (недаром герой одет в белый костюм), видны все другие оттенки.
 

В спектакле много хороших актерских работ. Это и отвратительный негодяй Фердыщенко (Алексей Орлов (I), и утонченный подлец Тоцкий (Александр Дулов), и непосредственная Лизавета Прокофьевна (Виктория Инадворская) и многие другие.
 

В спектакле постоянно звучит текст Достоевского. И зритель словно перечитывает книгу, открывая что-то важное про себя самого. И в этом главное достоинство нового спектакля драмтеатра.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Елена Орлова
07.12.2015