Сцена для двоих
Разработка сайта:ALS-studio
Анна Дружинина и Глеб Ворошилов о таинстве актерской профессии.
Мы продолжаем цикл публикаций о людях Иркутска, ярких, творческих, активных, желающих сделать наш город лучше и уже многое сделавших для его блага. Из этих небольших очерков, как из фрагментов мозаики, сложится портрет областного центра — живой и многогранный.
У Иркутска немало символов, по которым гости, хоть раз здесь побывавшие, сразу его узнают. Один из самых часто встречающихся — изображение Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Этот старейший в Сибири театр, расположенный в прекрасном здании, знаменит фестивалем имени Вампилова, в котором считают за честь принять участие лучшие коллективы страны. Но, наверное, не только это сделало драмтеатр символом сегодняшнего Иркутска. О невероятном притяжении охлопковской сцены мы беседуем с молодыми артистами — семейной парой Анной Дружининой и Глебом Ворошиловым.
Акт первый: Человек-паук
В пору дефицита мама с большим трудом достала дорогую помаду и черный карандаш для глаз, — рассказывает Глеб. — Мне было пять лет, самым главным героем для меня был Человек-паук. Я взял мамины карандаш, помаду и нарисовал себе на лице красным и черным маску Человека-паука.
Мама, конечно, в восторге не была, но ругать сына не стала. Взяла фотоаппарат и запечатлела его первый эксперимент с гримом. Так что теперь эта фотография является свидетельством неосознанного детского интереса Глеба к театру.
— С детства мне хотелось поменять лицо, изменить что-то в себе, надеть какую-нибудь маску, — признается Глеб. — Затевал такие игры, в которых можно пережить преображение.
Поняв, чем «болен» мальчик, мама лечила его просто — привела в театральную студию. Тем более что была уверена: лучшее средство для развития и воспитания детей — театр. Следуя русской педагогической традиции, в «лихие» девяностые она создала театральную студию в Шелехове, собрала ребят, оторвав их от шатания по улицам. Семилетним в студию миниатюр «Чаплин» пришел и ее сын Глеб.
У меня все было проще, — улыбается Аня. — Такой насыщенной театральными впечатлениями жизни в детстве не было. Я училась в музыкальной школе. Фортепиано, хор, сольфеджио — все время расписано на уроки музыки. Хотелось заниматься и спортом, и в другие кружки ходить. Как-то к нам в музыкальную школу пришел руководитель студии из музыкального театра. Он набирал ребят для занятий и участия в спектаклях. Там и начались какие-то первые «ростки» театральной жизни для меня.
В студии не только пели и танцевали, ребят обучали актерскому мастерству. Каждое занятие вызывало у Ани такое чувство восторга, словно над головой сверкающими цветами распускался фейерверк.
Антракт
А.: — Желание путешествовать у артистов в крови. Но в том-то и сложность — меняться надо уметь внутри себя. Не искать внешних перемен, а находить профессиональные инструменты для внутреннего совершенствования и обновления.
Г.: — И театр у нас, конечно, особенный. Такой современный, технически оснащенный, удобный и для зрителей, и для актеров театр еще поискать. А какие у нас цеха! Удивительные мастера — костюмеры, бутафоры, декораторы — просто волшебники! Наш театр профессиональный, предлагающий зрителю интересный разнообразный репертуар. И материально мы живем достойно. Теперь уже спустя несколько лет я понимаю: какая это удача — остаться на иркутской академической сцене.
Акт второй: труд и праздник
А.: — Существование на сцене всегда близко к состоянию праздника. Но и ответственность большая: профессиональные обязательства перед зрителем.
Г.: — Работа в спектакле сравнима с тем, как человек высаживает крохотные саженцы, потом ухаживает за ними. Талант требует такого же труда: его надо поливать, удобрять и лелеять. Театр — это праздник для зрителей. Праздник особенный, дарящий размышления, яркие чувства. Если во время спектакля публика радуется или плачет, значит, не зря ты свой дар поливал, рыхлил, лелеял.
А.: — Бывают такие редкие и особенные случаи, когда вдруг ощущаешь прилив силы, эмоций, возможностей. Ведь на репетиции надо выложиться на 200%, чтобы на спектакле перед зрителями получилось на 100%.
Репетиция — это эксперимент над собой, чтобы узнать, сколько можешь отдать, в какие глубины опуститься, на какие высоты взлететь.
Г.: — Самое главное, чему научили нас педагоги — тратить себя: не имеешь права выходить на сцену, если тебя не волнует то, о чем рассказывает спектакль. Бывает, роль дается как бы на вырост. Понимаешь это позже. Вдруг, едешь в автобусе, и что-то неуловимое наталкивает на мысль, с которой вечером ты выйдешь на сцену. А бывает наоборот — все знаешь, а зритель не реагирует, не идет за тобой. И не угадаешь сразу — почему, что не так.
Антракт
Общих спектаклей у них было не так много — «Ромео и Джульетта», «Темный лед», «Орфей и Эвридика», «Александр Невский в Срединном мире».
Они уверены — большое горе и одновременно большое везение, что постоянная занятость в театре не оставляет времени для домашнего общения.
Особенный цейтнот захватил театр с наступлением весны — в марте готовились к выпуску сразу три постановки, поэтому бывало и по три репетиции в день, плюс вечерние спектакли...
Г.: — Хорошо то, что ссориться просто некогда.
А.: — Но, увы, и радоваться вместе тоже времени нет.
Акт третий: секретные материалы
Сегодняшнее представление о мире формирует интернет. Мелькают новости, фотографии, посты, картинки. Нынешнее поколение молодых активно пользуется новыми технологиями, гаджетами, социальными сетями — оно совсем иное, чем поколение их родителей-театралов. И вот ведь парадокс — на спектакли драмтеатра билетов не достать за месяц, а в переполненных залах не менее половины зрителей — молодежь. В чем же секрет?
Г.: — Привлекательной стала идея «меньше думать — больше видеть». Да, есть такая часть публики, которую поначалу в театр привлекла праздничная яркость, обилие света и музыки. Но потом они приходят на другой спектакль, где больше размышлений, переживаний. И, посмотрев такой спектакль, зрители говорят: театр меня изменил.
Есть надежда, что театр пробивается к чему-то более высокому. Современной сцене необходимы спектакли, которые «вербуют» публику в ряды театралов.
А.: — Важно, чтобы в репертуаре были спектакли, где больше света и души. На нашей сцене есть такие работы. Например, «Последний срок», «Очень простая история». Театр должен быть разным. Но, убеждена, и самый «классический» спектакль не должен быть скучным.
Г.: — Наш директор всегда говорит, что наш театр — это семья, общий дом. И я это чувствую — ощущение комфортности, атмосфера семейности. Думаю, что и зритель это чувствует. Накануне нашей беседы актеры старшего поколения, занятые в спектакле «Последний срок», вернулись из родной деревни Валентина Григорьевича Распутина, где показывали этот спектакль. Вернулись, как сказали мои собеседники, «заряженные» общением с людьми. Они говорят о том, что затерянные в тайге деревни сегодня стали распутинской Матерой: тонут в потоке сегодняшней жизни, как уходили в темные воды ангарские села несколько десятилетий назад.
Актеры — и старшее, и молодое поколение — погрузились в разговоры и размышления, вызванные яркими чувствами от красоты увиденной природы, от общения с жителями. И все не случайно — в сентябре на академической сцене состоится премьера по повести писателя «Прощание с Матерой». И закулисье уже наполнено той атмосферой, той тайной рождения спектакля, в которую создатели затем поведут и нас, зрителей.