Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

С юбилеем, Николай Васильевич!

Версия для печатиВерсия для печати

26 февраля актеру Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова, заслуженному артисту России Николаю Дубакову исполнилось 60 лет.
 

Николай Васильевич — артист самого широкого диапазона. Его актерскому таланту подвластны и яркие комедийные роли, и острохарактерные, и трагические, и социальные. Он одинаково хорош в образе и Ромахина в спектакле «Завтра была война» Б. Васильева, и Дикого в постановке «Гроза» А. Островского, и Сергея Артамоновича Лукошкина в комедии «Халам-Бунду» Ю. Полякова. Он всегда находит массу штрихов, раскрывающих характер персонажа, поэтому роли, сыгранные им, никогда не оставляют зрителей равнодушными. Он поразительным образом находит глубину, характер и яркие, неповторимые черты своим героям.
 

Многие спектакли с участием Николая Васильевича становятся долгожителями иркутской сцены. Например, спектакль «Не верь глазам своим» Ж.-Ж. Брикёра и М. Ласега, где артист исполняет роль Альбера Ламара, идет на сцене Иркутского академического театра уже 21 год и не перестает быть любимым зрителем. Или же постановка «Трое на качелях» Л. Лунари, в которой Дубаков предстает в образе Капитана, — в этом году она отметила уже восемнадцатый день рождения. Секрет популярности этих и многих других спектаклей кроется не только в режиссерской работе, но и в усердном труде артистов, которые от показа к показу открывают зрителям одну и ту же историю заново с тем же азартом, с тем же блеском в глазах и трепетом в сердце.
 

Невозможно представить иного Сарафанова из вампиловского «Старшего сына», чем в исполнении Николая Васильевича. Он словно сошел со страниц этой пьесы Александра Валентиновича. Сколько души и сердца вложил артист в одного из любимых своих персонажей. Перед зрителями предстает чудак-мудрец, который с самого детства смотрит на окружающий его мир широко распахнутыми глазами. Он верит в добро, любовь и справедливость. Он словно ребенок, наивный и по-детски доверчивый, которого и обманывать-то не хочется. Как говорится, рука не поднимается. Он открыт миру и даже в чужом парне признает своего старшего сына. Он верит в то, что люди должны быть добры друг к другу. И любовь ко всему окружающему, которая таится в сердце Андрея Григорьевича Сарафанова, старается привить не только своим родным детям, но и всем людям без исключения.
 

Блистательно раскрылся Николай Васильевич в одной из недавних актерских работ в роли Генерала Чарноты в спектакле «Бег». В этой постановке по одноименному произведению Михаила Булгакова своего персонажа он рисует тонкими штрихами, находя нужные оттенки, как настоящий художник. Чарнота, как и все герои постановки, был перемолот безжалостным колесом истории и оказался выброшенным на чужбину из родного «дома». Николай Дубаков раскрыл белого генерала как человека, которому пришлось зарабатывать средства на существование унизительным для себя способом — продажей кукол-«красных комиссаров»; человека, который живет с азартом и с таким же азартом проигрывает все деньги на тараканьих бегах, — и в этом его страсть и погибель. Человека, жизнь которого стала невыносима и несовместима с офицерскими понятиями чести и доблести. Человека, которого безумно жаль, но который, несмотря ни на что, уходит в «туман» с песней.
 

Роли Николая Дубакова, его сценическое обаяние, богатая фантазия, чувство юмора и мастерское владение актерской техникой вдохновляют коллег по сцене и зрителей. Он Артист с большой буквы, актер в истинном смысле этого слова, которому подвластны любые амплуа, любые жанры, любые образы.
 

Юлия Гришина, заведующая труппой Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова:

Я, как и многие люди в драмтеатре, с первого мгновения после знакомства с Николаем Дубаковым была очарована его обаянием, удивительной харизмой, чувством юмора и душевностью. Он — настоящая кладезь стихов, песен и анекдотов. Наверное, никто в театре не знает столько стихотворений того же Николая Рубцова, сколько знает их он. Или же стоит напеть какую-нибудь песню 60-х или 70-х годов прошлого столетия, как он тут же ее подхватывает.
 

Николай Васильевич, как мне кажется, учитель и наставник по своему внутреннему состоянию. Он и по актерской работе многое подсказывает молодым артистам, и по-человечески что-то им советует. Для многих в театре он — пример истинного отношения к своей профессии, к тому делу, которым он занимается. Актеры смотрят на то, как тщательно Николай Васильевич готовится к каждой репетиции, к каждому спектаклю, как прорабатывает своих персонажей до мелочей, и берут для себя такое отношение к работе за образец.
 

Николай Дубаков — замечательный актер. Меня всегда удивляет, насколько трепетно он относится к каждой своей театральной работе. Он проникает вглубь текста, стараясь понять сущность своего героя, суть всего происходящего с ним, узнать причину его слов и поступков. И как искусный художник создает неповторимые образы. От всего сердца поздравляю Николая Васильевича и желаю ему долгих лет жизни, здоровья и успехов в работе!
 

Геннадий Гущин, режиссер, артист Иркутского академического драмтеатра:

Николая Дубакова в Иркутске я знаю, наверное, дольше всех. Познакомились мы еще при поступлении в театральное училище. Когда я пришел на вступительный экзамен, то первый, кого увидел, был Коля. Он сидел во дворе, играл на гитаре. И я тогда очень удивился: небольшого роста крепкий парень и такой поразительный низкий голос. Он знал все современные на тот момент песни и прекрасно их исполнял. А сколько в этом было озорства, сколько огня и обаяния, с которым сегодня, наверное, знаком каждый в театре! Я порой даже жалею, что люди, знающие Николая Дубакова сегодня как степенного человека, не были знакомы с тем самым юным пареньком, который излучал невероятную энергию и становился центром притяжения любой компании.
 

Если говорить о Николае Васильевиче как об артисте, то я, наверное, не открою Америки, сказав, что зритель его любит. Он прекрасный актер и не менее удивительный человек. Когда я начинаю работу над новой постановкой, то всегда говорю артистам: «Мы отправляемся в непредсказуемое путешествие, и неизвестно, обернется оно победой или поражением». Многие, когда чувствуют возможность поражения, предпочитают уйти с корабля. Николай Васильевич готов вместе идти и на провал, и на успех. И для меня это очень важно.
 

Колю еще со студенческих времен я знаю как надежного, честного человека, который может не только за себя постоять, но и за других. И я ценю его за это несказанно. Я благодарен, что судьба в профессиональном плане и в человеческом свела меня в этой жизни с Николаем Васильевичем. Искренне поздравляю его и желаю, чтобы в глубине души он оставался все тем же молодым парнем, который так же умеет и непосредственно удивляться, и искренне хохотать.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ирина Рыжакова
28.02.2017