Режим для слабовидящих Обычный режим

С днем рождения, любимый наш Антон Павлович!

Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня, 29 января, день рождения выдающегося писателя, драматурга Антона Павловича Чехова.
 

Вклад Чехова не только в русский, но и в мировой театр переоценить в принципе невозможно. Уместны все эпитеты восхищения его талантом – великий, легендарный, блистательный, гениальный…  Только представьте себе, что было бы сегодня с физикой, если бы не было Ньютона или Эйнштейна, так и вклад Чехова в мировую драматургию неоценим.
 

Не знает имени Чехова разве что самый ленивый школьник, да и он не устоит перед очарованием его юмористических рассказов. Чехов любим и обожаем всем мировым театральным сообществом. Его пьесы переведены более чем на сто языков мира и уже более ста лет с удовольствием ставятся в Японии, Америке, Европе. В России же к Антону Павловичу особенная любовь. В эпоху самых грандиозных перемен и потрясений Чехов был «на плаву» у русского театра.
 

В чем секрет его гения? Михаил Пришвин назвал Чехова «поэтом нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…», Максим Горький писал, что «его врагом была пошлость,… её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером», Иероним Ясинский считал, что Чехова «крайне интересуют всякие уклоны так называемой души». Сам же Антон Павлович писал: «На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью» и еще «старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым». Он так жил и мыслил.
 

Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова всегда любил разговаривать со зрителем о простых, но важных вещах именно через произведения Чехова: «Вишневый сад» (постановка 1993 г.), «Дядя Ваня» (1993 г., 2004 г.), «Чайка» (2000 г.), «Сны Ермолая Лопахина» (2007 г.), «Безотцовщина» (2010 г.), «Свадьба» (Спектакль «И смех, и грех», 2011 г.), «Бабьи сны» (2012 г.)
 

Что значит Антон Павлович Чехов в жизни иркутских театралов, какую роль он сыграл в их судьбе, мы спросили у наших артистов и режиссеров.
 

Анна Дружина, артистка театра: «Я стараюсь следовать его лозунгу, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Александр Ильин, заслуженный артист России: «Чехов – вечный драматург! Дебютом у меня был в 79-м году Федотик в «Трех сестрах» Чехова. Мне вообще посчастливилось, что я в театре мало играл «про цемент, про бетон и производственный процесс». Признаюсь, когда был юный, молодой, несколько равнодушно относился к Антону Павловичу. Но ничего в этом постыдного нет. Как каждый открывает для себя Достоевского в 20 или в 30 лет, Чехов для меня в какой-то момент стал вечным драматургом. Вечным!»

 

Надежда Славная, режиссер: «Чехов – это человек, который умеет видеть в прекрасном самое-самое совершенное. И, самое главное, что он может это видеть и не в прекрасном. Он не заставляет, а будто намекает: «Ах, ты еще что-то не доделал!» Чехов для меня – это человек, который всегда говорит мне: «Ну-ка, ну-ка, а еще вот так попробуй». Человек, который меня вдохновляет на совершенство!»
 

 

Екатерина Константинова, артистка театра, студентка Театрального института им. Бориса Щукина:  «С Антона Павловича началась моя творческая деятельность в институте. Это был первый спектакль нашего – курса «Бабьи сны» по рассказу «Бабье царство». Большой период работы, начавшийся от подготовки к образам, где у меня было две роли по рассказам Чехова. Мы очень долго и много этим занимались. Чехов для меня – это неспроста!»

Николай Стрельченко, артист театра, студент Театрального института им. Бориса Щукина:  «Антон Павлович это первый автор, благодаря которому я узнал, что такое работа над образом. Первый автор, с которым плотно столкнулся наш курс в постижении актерской профессии. У Чехова в принципе нет плохих людей. Еще Чехов – это достаточно высокий уровень драматургии. Благодаря работе над образами его персонажей, кажется, что все остальное дается уже намного проще».
 

Артем Довгополый, артист театра: «Я не достоин говорить о Чехове серьезно. Антон Павлович в моей жизни? Дядя Михаила Александровича Чехова».
 

Дмитрий Акимов, артист театра: «Чехов… При поступлении в театральный институт им. Бориса Щукина я включил в свою программу этого автора, и композиция из выбранных мною авторов явилась одним из решающих моментов при поступлении. Композиция состояла из Бродского, Гроссмана и Чехова.
 

Я люблю Чехова как автора. Он глубокий автор, положивший начало,.. не хочу говорить русскому психологическому театру, не хочу говорить высокие слова. На мой взгляд, режиссуры (профессии режиссера) до появления такого автора, как Чехов не существовало. Персонаж в его пьесе делает одно, думает другое, а говорит третье. В этом вся сложность, поэтому и потребовалась режиссура. Чехов – это веха в истории театра».

 

 

Виктория Инадворская, актриса театра: «Чехов для меня – все! Можно сказать, настольная книга. Я Чехова очень люблю. Я не сыграла только в двух его пьесах – «Трех сестрах» и «Иванове». Во всех остальных его пьесах я играла. Хотелось бы пожелать, чтоб его всегда ставили, чтобы он всегда оставался современным, чтоб в нашем театре его было побольше».

 

Татьяна Фролова, актриса театра: «Чехов – это самые классные воспоминания. В училище – это были «Три сестры», в театре вновь «Три сестры», но уже другая роль. Интересно над ним работать. Чехов современный всегда. Хочется побольше Чехова, играть в этих постановках. Хотелось бы, если Антон Павлович смотрит на нас, чтоб он радовался, что мы ставим его пьесы, и ему не было бы стыдно за нас, а нам не было стыдно перед ним».
 

 

Геннадий Шапошников, художественный руководитель театра: «Он – все! И у меня есть вот это (показывает статуэтку). Такой памятник стоит в Томске. На статуэтке была пошлая надпись, и я не мог выдержать такую надпись, ее стерли. В итоге получился такой переходящий Чехов. Может, мы устроим какой-нибудь конкурс, и статуэтка станет «Оскаром». Вот, у меня на стене фотография Чехова с собакой Хиной на ступеньках дома в Мелихово, который я очень люблю. У меня тоже есть фотография на этих ступеньках, только без собаки. Первую свою значимую работу, которую я делал – это был Чехов. Спектакль «Чайка».
 

 

P.S. Ближайший спектакль по произведению Антона Павловича Чехова «Сны Ермолая Лопахина» («Вишневый сад») смотрите 26 февраля, в среду, на Основной сцене театра.

 

29.01.2014