Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Рядом со сценой

Версия для печатиВерсия для печати

Сразу три сотрудника иркутского драмтеатра отметили в январе свои юбилеи.
 

Что такое театр? Это спектакль, который переносит тебя из привычного жизненного пространства в другое время, место, в иную судьбу. Это артисты, репетирующие не жалея сил, чтобы вечером выйти на сцену и вовлечь зрителя в волшебную историю. А еще театр — это люди, работающие над подготовкой спектакля. Те, кто занимается распространением билетов. Кто организует гастроли. Кто создает афиши и программки. На прошлой неделе коллектив Иркутского академического театра поздравлял сразу трех сотрудников с юбилеями. Все они — бойцы невидимого фронта и проработали в театре немалое количество лет. И каждый безмерно любит свою работу.
 

Бессменный кассир

Многие сотрудники приходят в театр неожиданно для себя. Но если для кого-то это и случай, то для героев нашей статьи, несомненно, судьба. Кассир билетной кассы Эльвира Рудова работает в Иркутском драматическом театре с 1977 года. В 2000-м была награждена Благодарностью Министерства культуры России. Ее трудовой стаж в иркутской драме насчитывает 38 лет! До театра была работа в ателье, яслях, бухгалтерии Энергосбыта... Но часто болел младший сын, и пришлось искать работу с гибким графиком. Сестра — заслуженная артистка России, актриса Иркутского областного кукольного театра «Аистенок» Любовь Леви — посоветовала Эльвире Николаевне попробовать себя в качестве уполномоченной по распространению билетов. И Эльвира Рудова отправилась в Иркутский драматический театр. Почему туда? Да потому, что еще школьницей не пропускала ни одного нового спектакля и очень любила охлопковский театр, хотя чаще всего смотрела на любимых артистов с галерки.
 

Распространением билетов Эльвира Николаевна занималась весьма успешно, несмотря на то, что в те сложные перестроечные и постперестроечные годы людям было не до искусства и часто приходилось ездить по различным организациям, убеждать, что тот или иной спектакль достоин внимания. С 1996 года Эльвира Рудова заняла свой бессменный пост в кассе Основной сцены, и с тех пор ее знает не одно поколение иркутян. Двадцать лет кассир рассказывает зрителям о постановках, подбирает удобные места и выдает один из главных театральных документов — входной билет на спектакль.
 

Эльвира Николаевна вспоминает, как, будучи воспитательницей в ясельках, должна была вставать в пять утра. За несколько лет настолько привыкла к такому режиму, что на протяжении всей дальнейшей жизни рано ложится и рано встает, а потому всегда приходит в театр задолго до 12.00 — времени открытия билетной кассы: «Мне нужно прийти пораньше, все подготовить, разложить, потому что с двенадцати часов беспрерывным потоком начинают идти люди, и я отсюда до половины седьмого уже никуда не выхожу. Даже в понедельник — выходной день — все равно иду на работу.
 

Очереди у кассы бывают часто. Вчера стояли морозы, думала, зрителей будет немного — ничего подобного! 140 билетов продала!  За двадцать лет, конечно, появились постоянные зрители, которых сразу узнаю и даже знаю, какие места они любят. Часто просят посоветовать спектакль, но сделать это очень сложно — мне все наши постановки нравятся. Все! Я смотрю каждую премьеру — а как иначе? Люблю свою работу, люблю с людьми говорить. Я раньше думала, что театр — это второй дом. Нет, только первый!».
 

Остановить теплоход

Ирина Змеенкова за годы работы в театре прошла путь от костюмера до заместителя директора по маркетингу. В этом году исполняется тридцать четыре года с того дня, как именинница в качестве сотрудника переступила порог Иркутского драматического театра. Но в жизнь Ирины Владимировны театральное творчество вошло гораздо раньше.
 

«Первое впечатление о театре я получила еще девочкой, живя на далеком острове Сахалин. До восьмого класса в нашей семье не было телевизора, зато я с упоением слушала по радио передачу «Театр у микрофона» — особенно запомнился мне тогда радиоспектакль по пьесе «Таня» Арбузова».
 

В детстве Ирина читала множество «героических» книжек и выросла очень впечатлительной девушкой — мечтала совершить какой-нибудь подвиг. Наверное, поэтому после школы ей захотелось получить профессию врача. В Иркутске они с подружками провалили экзамены и пошли работать на завод «Радиан», где в белых халатах паяли тороиды для электронных схем. Эта несложная механическая работа требовала усидчивости, постоянного внимания и была крайне однообразна. Ровно в три часа терпение девушки заканчивалось — Ирина поворачивалась от микроскопа к коллегам и начинала что-нибудь с ними обсуждать. А потом оставалась после работы, чтобы выполнить норму. Там она поняла, что рутинный, монотонный труд ей не подходит.
 

«За год белый халат мне надоел, и я поступила в Институт иностранных языков, — рассказывает Ирина Владимировна. — По возвращении с первых каникул в трамвае у меня украли все деньги. Я напугалась и стала думать, что же делать дальше. И тут мне в голову пришла мысль попросить работу в Иркутском драматическом театре, неподалеку от которого в то время располагалось общежитие института. Мне сказали, что в театре требуется костюмер — человек, который подготавливает для спектакля костюмы и помогает артистам одеваться. Так я осталась в иркутской драме: днем ходила в институт на занятия, а вечером работала костюмером».
 

После окончания вуза выпускница устроилась старшей пионервожатой в школу № 65 и одновременно трудилась в театре, но уже в гардеробе — так было удобнее. Спустя четыре года на гастролях театра в Душанбе и Омске Анатолий Стрельцов предложил Ирине Змеенковой занять должность администратора. С 1995 года Ирина Владимировна является заместителем директора по маркетингу.
 

За профессионализм, большой вклад в пропаганду театрального искусства Ирина Владимировна в 2000 году была награждена нагрудным знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». Через семь лет Ирине Змеенковой вручили почетную грамоту департамента культуры и архивов Иркутской области за большую организаторскую работу по проведению Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии имени А. Вампилова. А в 2011 году — почетную грамоту Министерства культуры и архивов Иркутской области за личный вклад в развитие культуры Иркутской области, за большой вклад в пропаганду театрального искусства.
 

«Работа администратора сложна и ответственна, — говорит юбилярша. — Администраторами должны быть люди смелые и, в хорошем смысле этого слова, авантюрные, коммуникабельные, дипломатичные. Именно они заботятся о своем коллективе на гастролях, обеспечивают ему достойный быт, организовывают зрителя. Администратор, как шахматист, на пять шагов вперед знает возможное развитие ситуации, способен предугадать все нежелательные моменты, которые могут возникнуть. Он должен быть готов остановить самолет, поезд, пароход, если это будет необходимо, — и в моей практике такие случаи были.
 

Помню, мы приехали в Бодайбо и с небольшой группой артистов отправились на Маму показывать там утреннюю сказку, а потом нужно было сразу же вернуться, потому что вечером эти же актеры играли в другом спектакле. Рейсовый теплоход по расписанию уходил в двенадцать часов дня. А у нас в двенадцать часов сказка только начиналась, и мы по времени никак не успевали. Поэтому, пока шел утренний спектакль, я уговаривала капитана и пассажиров подождать артистов и загрузить декорации. Каким-то чудом мне удалось их убедить. Так проходили мои первые гастроли, а позже были Слюдянка, Байкальск, Бодайбо, Саянск, Братск, Усть-Илимск...
 

Мы побывали в Америке, Израиле, Японии, во многих странах Европы. И, приезжая куда-нибудь, я всегда думаю: «Мир так велик, а я девочка с Сахалина, с дальней точки нашей страны, откуда все время хотелось убежать, чтобы стать частью какой-то большой истории.... Сейчас стою на авеню в Нью-Йорке. Вот это меня занесло!».
 

В процесс организации гастролей входит целый комплекс работ: до приезда труппы администратор на месте подготавливает гостиницу для проживания артистов, проводит различные пиар-акции, чтобы будущий зритель лучше познакомился с театром, осуществляет контроль за продажей билетов, договаривается о творческих встречах.  Когда рассказываю о наших спектаклях и артистах, у всех просыпается большой интерес. Очень приятно, что приезжает коллектив и подтверждает все мои слова. Я очень горжусь тем, что здесь работаю.  
 

Если ты любишь свое дело, то заражаешь этим чувством всех вокруг себя. Я уже работала в театре, когда в Иркутск приехала учиться моя младшая сестра Таня. Конечно, она стала посещать спектакли, а позже, выучившись парикмахерскому делу, поступила к нам гримером-постижером. Сегодня она заведует этим отделом. Моя дочь Аня начала учиться в университете и одновременно стала работать в гардеробе Камерной сцены. Театр — это хорошая школа по воспитанию чувств, замечательное культурное образование. Сейчас Аня работает администратором — распространителем билетов.
 

Театр захватил и увлек меня постоянным движением вперед. Ты все время находишься в ожидании нового спектакля, гастролей, идей — какого-то творческого чуда. Это одна большая семья, которая помогает тебе развиваться и достигать новых горизонтов».
 

Создавая красоту

Девятнадцатый год работает в театре художник по рекламе Вера Гринталь. Родилась она в Карелии, в городе Петрозаводске, откуда семья переехала в Иркутск, а затем в Ангарск. В детстве Вера Альбертовна занималась в художественной школе, всегда что-то мастерила, любила создавать красивые вещицы. После школы было училище искусств и работа на радиозаводе в отделе эстетики и рекламы. От завода Веру Гринталь отправили в Ригу — на курсы повышения квалификации по дизайну, которые много дали начинающему мастеру. Когда радиозавод закрылся, несколько лет прошли в «свободном плавании», после чего было получено приглашение работать в Иркутском драматическом театре.
 

«Когда я пришла в театр, технология изготовления афиш была следующей: брала полотно, грунтовала его и писала на нем кисточкой, пером или флейцем, — рассказывает Вера Альбертовна. — Сейчас мы создаем макет на компьютере. Тогда репертуар был намного меньше, и при записи спектаклей высота букв достигала пяти сантиметров. Постепенно они становились все меньше и меньше, потому что формат  репертуара остался прежним, а количество постановок росло с каждым годом».
 

Во время реставрации театра художник-конструктор принимала участие в оформлении служебных (пресс-центр, бассейн, фойе служебного входа) и зрительских (холл Камерной сцены) частей здания. Сегодня Вера Гринталь создает афиши, оформляет репертуар и театральные выставки, украшает фасады театра к литературным вечерам «Этим летом в Иркутске» и Вампиловскому фестивалю. В 2011 году творческие достижения Веры Альбертовны  были отмечены Министерством культуры и архивов Иркутской области.
 

«Наш театр большой, как корабль, — говорит Вера Альбертовна. — Когда смотрю на него — вижу каравеллу. И все мы ее команда, каждый знает, что он должен делать. Дай Бог, чтобы и нам было хорошо плыть на этом корабле, и ему — дальнего плавания!».

Автор: 
Ольга Олекминская
01.02.2016