Режим для слабовидящих Обычный режим

Рядом с Вампиловым/ХII Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В эти осенние вампиловские дни Иркутск превращается обычно в место притяжения всех любителей и знатоков его творчества. В этом городе, у врат Байкала, сходились великие имена - Вампилов, Распутин, Астафьев, Евтушенко... История же фестиваля насчитывает уже более тридцати лет. И за эти годы паломниками к Вампилову приезжали многие деятели культуры - и признанные мастера сцены, и молодые дарования. А в Год театра программа фестиваля стала рекордной по количеству спектаклей, съехавшихся из России и зарубежья. Да, Вампилов со временем не утрачивает своей актуальности, а театры вновь и вновь обращаются к его творчеству.
 

Сама драматургия Вампилова была представлена тремя спектаклями, основной же массив фестиваля состоял из русской классики и современных пьес.
 

Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке показывал «Прошлым летом в Чулимске» в постановке Семена Спивака - спектакль былинного стиля, продолжающий эпос бессмертного русского реализма. Спектакль с досконально-реалистичными декорациями, обстоятельным режиссерским повествованием, с ролями, исчерпанными до дна, с финальным катарсисом каждого героя. Это был истинно русский театр, заставляющий зрителя плакать и о судьбе юной Валентины, и о незадачливом Пашке, и обо всех вампиловских персонажах с их личной драмой и болью.
 

«Старшего сына» привезли два театра, соревновавшихся друг с другом в остроте и креативе трактовки. Спектакль Дениса Бокурадзе из Новокуйбышевского Театра-студии «Грань» явил чисто авторскую и сугубо музыкальную версию. Музыка тут - ведущий участник действия, катализатор переживаний и душевной эволюции героев. Пронзительный саундтрек, написанный для спектакля Арсением Плаксиным, исполняемые Бусыгиным авторские песни Василия Уриевского, кларнетные штудии Сарафанова, аккордеонные импровизации Васечки создавали экзотическую ткань спектакля, названного «камерным концертом для нескольких актеров».
 

«Старший сын» Монгольского Центрально-халкинского музыкально-драматического театра им. Н. Норовбанзад произвел на фестивале эффект разорвавшейся бомбы. Такого Вампилова мы еще не видели и никогда не увидим. Здесь было уникальное по своей свободе отношение к вампиловскому тексту. Режиссер С. Ариунбиямба (ни в программке, ни в буклете монголы так и не назвали имя этого красивого стильного парня!), не утомленный литературоведческим знанием Вампилова и вампиловских спектаклей, прочел пьесу с чистого листа, сочинив собственный сюжет из современной монгольской жизни. Его герои даже не пытались казаться русскими, а играли историю о самих себе. Их стихия - это очень смешная комедия-гротеск, совершенно не похожая на наши вампиловские трактовки. Сколько во всех героях энергии, силы жизни и яркой молодости, как все они безудержны и дерзки на действия и поступки! Сюжет несся стремительно и лихо, являя абсолютную авантюру для зрителя, даже не предполагавшего, что его ждет в каждую следующую минуту.
 

Костюмы же ошеломляли карнавальной дерзостью: был тут и садомазохистский корсет обитателя ночного клуба у Сильвы, и эротические наряды ночной бабочки у роковой Макарской, и костюм итальянского гондольера у Бусыгина, и облачение опасной нимфетки у Ниночки, и рокерский прикид с шипами у Васеньки, и пиратский облик одноглазого Кудимова, явившегося в шляпе с лентами и в сапогах с цепями. Чего стоили одни лишь прически - цветные ирокезы, дреды, конские хвосты до пояса, венки и диковинные парики... Герои играли, резвились и зажигали не на шутку чувства, страсти, любовный пыл, отчаянную борьбу... К финалу происходило невероятное преображение их всех: умножившееся семейство Сарафанова, во главе с ним самим на капитанском мостике, нацепив тельняшки, уплывало на огромном корабле в некие новые дали. А над чудаковатым папашей развевались паруса из нотных листов сочиняемой им оратории «Все люди - братья».
 

Да, вампиловских постановок на фестивале было немного, зато сколько впечатлений и разговоров!
 

Черемховский драматический театр им. В.П. Гуркина показывал «притчу без слов» по мотивам «Левши» Н.С. Лескова - пластическую фантазию Анны Еременко. Поддержал линию эксперимента в классике и Воркутинский драматический театр им. Б.А. Мордвинова, играя распутинское «Прощание с Матёрой» в дуэтном исполнении двух молодых актрис - Оксаны Ковалевой и Ольги Ермаковой, в режиссуре Виктора Ножкина. А Московский драматический театр «Сфера» привез «Раскас» - «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в семи частях», поставленный Юлией Беляевой по рассказам В. Шукшина. Получивший уже множество наград на разных фестивалях, «Раскас» и тут имел горячий прием. Был показан и айтматовский «Пегий пес, бегущий краем моря», привезенный Городским драматическим театром «Студия» Л. Ермолаевой из Омска в режиссуре Натальи Корляковой - красивая сценическая фантазия для юношества.
 

А единственный кукольный спектакль - «Матрёнин двор» А. Солженицына - привез Владимирский областной театр кукол. Постановку режиссер Марина Протасова приурочила к 100-летию Солженицына, а сам спектакль стал первой в истории этого театра постановкой для взрослых. Спектакль, решенный в жанре «люди и куклы», оказался по-взрослому пронзителен в своем печальном и строгом рассказе о жизни русской крестьянки Матрены Захаровой, в судьбе которой отразилась нелегкая судьба всей нашей страны.
 

Ну, а спектакли по современной драматургии бурно теснили друг друга в фестивальной программе. Сам Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова показал три интересные работы. Тут были и «Чморик» В. Жеребцова в постановке Станислава Мальцева - армейская повесть о нынешних призванных, об их человеческих, экзистенциальных проблемах. Был «Ухряб», поставленный по рассказам В. Пелевина Артемом Яцухно - экспериментальный проект, в котором поднималась тема смерти и наших с ней взаимоотношений, а также открывалось начало взаимоотношений театра с самим Пелевиным. И была «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович, поставленная Дмитрием Акимовым - нежная повесть о любви двух пожилых людей и о тотальном сопротивлении окружающего мира. Режиссер даже сравнил историю этой пары с историей Ромео и Джульетты, введя в действие шекспировские сцены. И лирический дуэт Наталии Королевой и Александра Булдакова был на редкость хорош, трогая до слез.
 

К показу этого спектакля приехала сама Ярослава Пулинович, а на следующий день состоялась читка ее новой пьесы «Свой путь» при большом скоплении зрительской аудитории. Вообще, читки новых пьес, как и круглые столы по проблемам современного театра, входят в формат фестиваля и становятся его изюминкой, привлекая и актеров, и местное студенчество, и всех, кому это интересно.
 

Да, современная драматургия была триумфатором фестиваля, ежевечерне предоставляя нам богатый выбор названий. Приезжал Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н.П. Акимова с мелодрамой А. Слаповского «Где зарыта собака», поставленной Сергеем Пускепалисом и вызвавшей ажиотаж и звездным именем режиссера, и главной исполнительницы Елены Руфановой. А на драму «Зулейха открывает глаза» по популярному роману Гузель Яхиной съехался весь Иркутск, обеспечив громкий успех этому масштабному историческому полотну, срежиссированному Айратом Абушахмановым.
 

Молодежный театр «Бродячая собака» совместно с Камчатским театром драмы и комедии привез «жизнеутверждающую трилогию» под названием «Жить...», поставленную Еленой Зориной по пьесам Н. Мошиной, Ю. Ионушайте и самой Е. Зориной. Это коллективное молодежное размышление о ценности жизни, которую часто игнорируют и которой пренебрегают, играя со смертью в рискованные игры, так свойственные молодым. У кого-то по разным причинам «сносит крышу», в результате возникает «секс под пистолетом» или общество самоубийц, куда вступают юные неудачники - а потом неизбежные диалоги со Смертью, уже за чертой жизни, когда ничего нельзя поправить, зато можно осознать всю нелепость случившегося и утерянную роскошь хрупкого дара жизни.
 

Был на фестивале целый блок зарубежных спектаклей из Франции, Израиля, Польши, завершала же вампиловские дни doc.драма «Ваш Вампилов», привезенная Молодежным художественным театром из Улан-Удэ в режиссуре Артема Баскакова. Молодежь, давно живущая без Вампилова, уже в иную эпоху, попыталась составить портрет драматурга из его дневников, записных книжек, переписки с друзьями и близкими, воспоминаний современников и, конечно же, его пьес. Получилось остро, нервно, искренне. Кинохроника с Вампиловым, плывущим в лодке по Байкалу, завершала этот сюжет.

Автор: 
Ольга Игнатюк
19.12.2019