Режим для слабовидящих Обычный режим

#РУДНЕВКЛАСС. Лекция вторая

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Сегодня в нашем открытом лектории вторая лекция Павла Руднева со Школы театрального критика. Напоминаем, что первая часть нашего семинара опубликована по ссылке.
 
На наш новейший, с точки зрения формата, проект участники прислали огромное количество отзывов и пожеланий. Один из самых запоминающихся и интересных написала блогер, японовед Ольга Сумарокова, которая специально приехала на Школу театрального критика из Владивостока.
 
«Стояние рядом с театром»
 
То, что говорил Павел, хотелось непременно сделать частью себя. Впитать и никогда с этим не расставаться. Записывать? Не то. Запоминать? Не успеваю! Записывать и запоминать? Пробую. Но выход нашёлся – за Павлом надо наблюдать, как за театральным действом, как за моноспектаклем. Вот тогда есть шанс почувствовать весь стереоэффект от этой личности.
 
Некоторые вещи, которые меня несколько настораживали в моём восприятии театра, Павел чётко объяснил, как будто услышав мой мысленный запрос. Во-первых, восприятие сценического действия всем телом. Я давно поняла, что тут надо полагаться на своё тело, на своё подсознание и органы чувств. Но не была уверена, что это «правильно» для критики. Никто не говорит об исключении интеллектуального усилия, но «каштаны из огня» достаёт именно подсознание. Если я не проронила ни одной слезы во время спектакля, то мы с режиссёром не встретились «на плоскости с переменным углом отражения».
Слушая Павла в приглушённом свете учебной сцены, я не могла отвязаться от воспоминания первого впечатления от Венеции, поразившего меня до глубины души. Ты как будто видишь иллюстрацию своего внутреннего мира: над водой – рукотворная твердь (сознание), под водой, вернее, в воде отражается оно же, но какое-то другое (вероятно, подсознание). Павел нас как будто вёл по своему любимому полуиллюзорному городу-цивилизации «Театр». Не скрывая потайных уголков, дорогих сердцу мест, людей. Подтекстом звучала просьба обращаться со всем этим бережно и нежно.
 
Во-вторых, я наконец-то услышала очень важный профессиональный совет: «Не забывать о материальной природе театра». Это кажется неожиданным и противоположным тому, что мы обычно думаем о театральной критике. А как же теоретические размышления на ставшие привычными темы: «Кому на Руси жить хорошо?», «Кто виноват», «Что делать?». Но тысячу раз прав Павел, говоря про превращение, преображение материалов, из которых строится, создаётся видение режиссёра и всей его команды, а вслед за ним и видение и фантазии зрителя. Спектакль не отпускает очень долго, если в памяти всплывают сцены, декорации. Эти «картинки» будят воспоминания, которые превращаются в поток мыслей, уводящий нас, как правило, непосредственно от спектакля, но в конечном итоге меняют нас. В лучшую сторону, конечно.
 
В-третьих, ясно прозвучало, что театр – это трактовочное не вторичное по отношению к литературе искусство! Приходя на спектакль, зритель должен знать первоисточник. Кстати, это в интересах зрителя же – вы получите гораздо больше удовольствия, зная литературную первооснову. Театральный спектакль по классическому произведению – не пособие для сдачи ЕГЭ (!). К сожалению, это неочевидно даже для большинства образованной публики.
 
Благодарю Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова за организацию Школы и за возможность участия. С надеждой на новые встречи!
 
 
13.05.2020