Будь в курсе
событий театра

Роман с взаимностью

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Валентин Пепеляев о театральном искусстве, современной драматургии и любви зрителя.
 

Театр и направления его развития в наши дни вызывают немало разгово­ров и споров. О том, что представляет собой современное театральное искус­ство, мы побеседовали с белорусским обозревателем отдела культуры «На­родной газеты» Валентином Пепеляевым, который посетил Иркутск.
 

Творческий завод
 

– Расскажите, как вас встретил Иркутск?

Много слышал об этих местах, но когда увидел все воочию, это тронуло меня до глубины души. Ви­дишь двухэтажные деревянные дома, людей, кото­рые буквально сошли со страниц пьес Александра Вампилова. После этого произведения драматурга начинаешь воспринимать иначе. К тому же я знал, что в годы гражданской войны вместе с Колчаком здесь был расстрелян Виктор Николаевич Пепеляев. Есть версия, что он имеет отношение к нашей семье. Поэтому было интересно узнать, где Ушаковка впа­дает в Ангару и где находится место расстрела.
 

– Поделитесь своими впечатлениями об иркутском драмтеатре.

Ваш театр — традиционный, который придер­живается классических ценностей. По нынешним временам это большая редкость. Во главе традиции стоит верный капитан Анатолий Стрельцов, который поражает своей влюбленностью в театр.
 

Он смог организовать театральный завод, где каждый день идут спектакли.
 

И не просто идут, а с аншлагом. Я побывал на «Скамейке», «Макбете» и видел, что востребована и малая, и большая сцена.

Для меня удивительно видеть летом, в июле пол­ные залы. И это в период дач и отпусков. Значит, те­атр воспитал своего зрителя, а зритель любит театр. Это роман с взаимностью.
 

Нести свою миссию
 

– Как вы оцениваете состояние современ­ного театрального искусства? Говорят, что психологический театр отходит на второй план, и вперед выступают экспери­мент и абсурд.

Мне кажется, что из психологического театра не нужно делать культа. Я люблю хороший экспери­мент, когда он оправдан. В свое время я увлекался театром абсурда как зритель, журналист и театраль­ный критик. И когда начинают рвать на себе рубаш­ки, волосы и говорят, что мы будем держаться до последнего за психологический театр в чистом виде, мне это непонятно. Театр должен быть разным. В ре­пертуаре иркутского драмтеатра, например, есть Ионеско (спектакль «Король умирает»). При этом вы ставите Шекспира, Чехова, Вампилова. Такое со­четание классики и абсурда прекрасно. Театр в XXI веке должен быть дифференцированным, то есть разделенным. И зритель к этому должен быть под­готовлен.
 

– Как, учитывая эксперимент, нововве­дения, театру продолжать пропагандиро­вать правильные жизненные установки и не уводить зрителя в другую сторону?

Нужно организовывать культурно-образова­тельные проекты, которые ставят перед собой задачу сохранить традиции и основы. В вашем театре проводится Международный театральный фестиваль имени Александра Вампилова. Это же не только фе­стиваль, где играют спектакли представители раз­ных городов и стран. Это еще и площадка для обще­ния, место, где принципы и традиции классического театра можно внедрять.
 

Приходят молодые зрители, журналисты, которым интересно узнать, как и в каком направлении плыть современному театру. И от театральных работников уже требуется усилие воли, чтобы пропагандировать именно правильные жизненные установки. Если пустить дело на самотек, культура может порасти мхом.
 

– Что можете сказать об игре современ­ного артиста?

Молодые артисты сегодня начинают работать в других условиях. У них больше искушений, чем было в середине XX века. Реклама, сериалы, киносъемки — на все надо находить время, распределять энергию. Поэтому я не завидую нынешним молодым исполнителям. Когда мне говорят, что артисты стали хуже играть, я не могу согласиться с этим. В XX веке все знали в основном систему Станиславского. Но после того как «железный занавес» рухнул, откры­лось много ранее недоступной информации.
 

Люди узнали, что есть фрейдизм, который может быть применен и к театральному искусству. Есть разные системы, в том числе театр жестокости Анто­нена Арто, и многое другое. Все это сегодня варится в котле, где неопытный актер может потеряться. Тут важна помощь режиссера, который должен четко по­ставить задачу и объяснить, какой театр ему нужно играть. Поэтому важно, чтобы актеру повезло с ре­жиссером, художественным руководителем, дирек­тором театра, и он нес свою профессию как миссию.
 

– Говорят, что провинциальные актеры играют более душевно, нежели столичные. Действительно ли это так?

Согласен с этим мнением. Возможно, это про­исходит из-за того, что в провинции все компактно расположено, люди становятся ближе друг к другу, поэтому и в зале создается семейная, полуинтимная атмосфера. Актер не просто играет роль, а раскрыва­ет душу перед зрителем, который является для него близким другом. В Москве артисты часто даже не смотрят публике в глаза. А здесь, в Иркутске, манера игры более исповедальная.
 

Храм искусства
 

– Как вы относитесь к любительским те­атрам?

Если посмотреть историю российского театра, то, например, известная актриса Ия Саввина вы­шла из любительского театра МГУ. Те, кто начина­ет свой путь в народных театрах, часто становятся профессиональными актерами. Поэтому любитель­ский театр должен быть. Без него невозможно суще­ствование и профессионального.
 

– Какие произведения и спектакли, на ваш взгляд, нужны современному зрителю?

Прежде всего нужна национальная классика, ведь в этом материале автор закладывает генети­ческие коды, которые могут быть понятны только в данной местности и конкретным людям. Должна присутствовать и общемировая классика. Если гово­рить об идеальном репертуаре, важно, чтобы были современные пьесы, написанные людьми, которые живут здесь и сейчас. Но в России и в Белоруссии от­мечают кризис современной драматургии.
 

Появилась новая драма, но это, к сожалению, в основном была беспросветная «чернуха». Авторы не давали выхода в таких пьесах, и зритель не понимал, что ему делать дальше с увиденным и услышанным.
 

Хочется, чтобы появились хорошие современные пьесы. Есть работы белорусского драматурга Андрея Курейчика, сценариста фильма «Любовь-морковь». Есть произведение Дмитрия Богославского «Любовь людей», которое ставится в России и в Белоруссии. Качественные пьесы появляются, но это штучный товар. И если грамотно соблюдать пропорции по включению современности, общемировой и нацио­нальной классики, то репертуар театра будет зрите­лю интересен.
 

– Каким вы видите театр через 5-10 лет?

Если говорить о драмтеатре им. Охлопкова, то и через десять лет я хочу видеть его таким, каким вижу сегодня. Он оставляет сильное впечатление и от творческого состава, и от работы администрации, которая похожа на швейцарские часы. Хотелось бы, если Анатолий Стрельцов вдруг подумает о смене рода деятельности, чтобы он нашел достойного пре­емника. Чтобы этот человек любил театр и был ему предан.
 

Что касается театра в целом, то сегодня это ис­кусство поддерживается государством. Мне хочется, чтобы и через пять, и через десять лет театр не терял эту поддержку. И чтобы чиновники понимали: те­атр — это не место, где оказываются платные услуги, а храм искусства. И чтобы театру прощали какие-то ошибки, недоработки. Завод заводом, но это все- таки творческое место, и не каждый день можно до­стичь стопроцентного результата в художественном или административном плане. Надеюсь, что к театру будут относиться с любовью, как к большому ребен­ку, и будут прощать ему небольшие капризы.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ирина Рыжакова
25.08.2016