Будь в курсе
событий театра

Режиссёр Ольга Румянцева о любви к провинциальным театрам и Москве

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В преддверии 35-летия еженедельника «Аргументы и факты» мы начинаем публиковать интервью с людьми, которым в разные годы уже пришлось быть собеседниками наших корреспондентов.

В этот раз гостем «АиФ в Восточной Сибири» стала актриса и режиссёр Ольга Румянцева. Она рассказала, что изменилось в её жизни с момента публикации материала о ней в газете в 1995 году.
 

ДОСЬЕ:

Ольга Румянцева, выпускница Иркутского театрального училища, но первые её роли были сыграны в Нижегородском областном драматическом театре (г. Саров). После возвращения в Иркутск, служила в драматическом театре им. Охлопкова. В 2003 году Ольга уехала в Москву.

 

 


 

Статья об Ольге РУМЯНЦЕВОЙ в одном из архивных номеров «АиФ»
 

Место обитания – вопрос темперамента
 

– Ольга, как, когда и почему вы покинули Иркутск? Не жалко ли было бросать родной город?


– Мы с моим партнёром по сцене (и по жизни), артистом Игорем Аникиным в 1995 году создали молодёжный театр, который назвали «ДАР». За 8 лет жизни театра сделали около 20 спектаклей, которые играли на разных площадках Иркутска и Иркутской области. Слово «сделали» надо понимать буквально: помимо репетиций мы сами делали или находили людей, которые могли помочь изготовить декорации к спектаклям, покупали или придумывали и заказывали реквизит, шили или опять же делали, как могли, эскизы и заказывали костюмы, писали музыку, искали людей, которые печатали афиши, и так далее.
 

Наш репертуар был самый разнообразный: лирический мюзикл «Я и Вы» с песнями Булата Окуджавы и Максима Дунаевского, рок-опера «Каменный гость» по Александру Пушкину с музыкой Владимира Соколова (совместный проект с театром «Пилигримы»), «Евгений Онегин» – с классическими романсами. Чтобы самим исполнять их в спектакле, мы с Игорем окончили вокальное отделение Иркутского музыкального училища.
 

Фото из архива Ольги Румянцевой

Нашли помещение для театра. Поскольку много ездили со спектаклями по области, играли в домах культуры, библиотеках, музеях, аудиториях и просто комнатах, городская и областная администрации по мере сил нас поддерживали, и мы начали делать ремонт в этом помещении. И опять же – делать сами, своими руками: бетонировать пол, менять трубы…

Многие люди нам помогали, но всё же без серьёзной поддержки, на одном энтузиазме долго это продолжаться не могло. К тому же, творческие перспективы тоже были весьма туманными: без профессиональной режиссуры театра как бы и нет. И в 2003 году поехали в Москву учиться режиссуре. Жалко было бросать своё дело? Конечно. Потому что это не просто дело, это было детище.

 

– Чем вы занимаетесь в Москве сейчас? Удалось ли покорить столицу?
 

– В Москве я занимаюсь тем же, чем и в Иркутске, – театром. Я уезжала не покорять столицу, я уезжала за новыми горизонтами. Творческому человеку постоянно нужно развиваться, учиться новому. В Москве окончила режиссёрский факультет Театрального института им. Щукина (училась у Леонида Ефимовича Хейфеца) и сейчас преподаю актёрское мастерство и ставлю спектакли.
 

– Часто творческие люди говорят, что в Москве стоит такой шум, что заниматься творчеством там невозможно. Не мешает ли этот шум вам?
 

– Да, в Москве достаточно сложно заниматься творчеством: другие скорости, другие отношения, много соблазнов. Но в Москве и больше возможностей для развития и творческих способностей, и творческих идей. С одной стороны – суета огромного города может сбить со своего пути талантливого человека, запутать, но с другой – она же может закалить характер, утвердить его в правоте своих взглядов на жизнь. Я думаю, место обитания – это вопрос темперамента.
 

Артисты становятся умнее
 

– Есть ли разница между нынешними выпускниками театральных училищ и выпускниками середины 90-х?
 

– Разница, конечно, есть, она ведь в самой жизни. Сегодняшние начинающие артисты более продвинуты информационно и технически, более свободны и уверенны в себе. Может быть, от этого они и более меркантильны, им хочется совместить и творчество, и материальное благополучие, а если совместить не получается, предпочтение отдаётся благополучию, тогда они идут сниматься в дешёвые сериалы. Но это же нормально – любой человек стремится к благополучию. Другое дело, что в актёрской профессии надо тратиться, иначе получается самолюбование. Но опять же каждый выбирает по себе.


Фото Марины СВИНИНОЙ

– В 1995 году талантливых режиссёров в Иркутске, по вашим словам, было немного. А теперь?
 

– Талантливых режиссёров нигде много нет – ни тогда, ни теперь. Общий уровень режиссуры как профессии растёт, а вот такого, чтобы театр как явление или спектакль был потрясением... такое всегда редкость.
 

– Вы приезжали в Иркутск в прошлом году. Сами захотели поставить спектакль на сцене иркутского драмтеатра?
 

– О, это просто-напросто случилось чудо. Анатолий Стрельцов, директор театра, дал мне возможность поставить на малой сцене спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Старомодная комедия». Весь период постановки был сказочно прекрасным. Я очень благодарна за это и Анатолию Андреевичу, и замечательным артистам – Ольге Шмидгаль и Якову Воронову, и всем, кто работал над спектаклем.
 

– Какое у вас создаётся впечатление, когда слышите словосочетание «провинциальный театр»? Как считаете, растёт ли качество постановок в театрах глубинки?
 

– В последнее время мне лично это сочетание слов нравится всё больше и больше, за ним стоит кропотливая, не напрасная работа, очень конкретная. Это театр, обращённый к своему зрителю напрямую, театр, нужный людям. В Иркутском драматическом театре четыре сцены, на которых почти каждый вечер идут спектакли. Представьте, в театре идёт одновременно 2-3 спектакля, залы везде полные, на некоторые спектакли билеты раскуплены за месяц. Иркутяне любят «драму», они говорят: «Наш театр…», «В нашем театре…». Много действительно хороших спектаклей, много классных артистов – и старшего поколения и среднего, и молодые артисты очень интересные, вообще весь коллектив замечательный.
 

Растёт ли качество постановок в театрах глубинки? Про всю глубинку я не знаю, но думается, что качество всё же должно расти по логике: артист становится умнее, режиссёр становится умнее, откуда взяться глупым постановкам? А если в спектакле есть хоть какая-то мысль – это уже хорошо.

Автор: 
Анастасия Михельсон
19.07.2013