Распутин – наше ВСЁ
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
В названии своей блестящей лекции цикла «Распутинские чтения» кандидат филологических наук ИГУ Ольга Юрьева не удержалась от патетики: «Наше ВСЁ в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Выступление вызвало большой эмоциональный отклик у слушателей. Ещё и потому, что лектор с завидным артистизмом цитировала обширные фрагменты первоисточника. Публика смогла вновь погрузиться в животворящую стихию красноречивого русского слова, в её поэтику, её проточное музыкальное движение, которым так мастерски, так несравненно владеет сибирский прозаик.
Ольга Юрьева подчеркнула, что Распутин, пожалуй, единственный из титанов литературы прошлого века, кому удалось в своём неповторимом авторском стиле гармонично соединить богатства литературного языка и колоритность, самобытность и красочность народной речи. Позволила это сделать глубочайшая укоренённость писателя в заповедных категориях национального сознания, национального самоощущения, погружённость в русский мир, во внутренний мир сибиряка, в то, что исследователи называют «сибирским текстом» в русской литературе.
- Валентин Григорьевич живёт в этих глубинах, - уверяет Ольга Юрьевна, - И открывает нам глубины нашего собственного духа… Не могу говорить о нём в прошедшем времени. Для меня писатели, мыслители такого уровня, как Распутин, живы. Их голоса продолжают звучать…
С захватывающим интересом аудитория слушала свидетельства великого земляка о «сознательном и материальном чувстве родины», которое он однажды обрёл на берегу Ангары в родной деревне Аталанка. Вдумывалась в символичные созвучия названий и понятий: Аталанка – сродни Атлантиде, а слово «совесть» - со-весть, Слово Божье, высшая истина. Матёра – мать, материя, материк-цивилизация.
Определяя центральный конфликт великой повести «Прощание с Матёрой», филолог назвала и главный конфликт в творчестве Распутина, а вместе с ним и авторов так называемой «деревенской прозы». Это не буквально понятое противостояние города и деревни, вытеснение городом деревни. Это апокалиптическая схватка между Культурой и Прогрессом, в котором стремительно одолевают техническая модернизация, погоня за комфортом и новациями, агрессивно и бестрепетно убивая всё человеческое и духовное.
Вот почему так дорого и ценно сегодня наследие авторов Распутинского фестиваля. И это наглядно выявил жадный интерес к спектаклям и событиям театрального форума.