Будь в курсе
событий театра

Пять дней аншлагов

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
В прошлую пятницу завершились большие обменные гастроли Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова и Алтайского краевого драмтеатра им. В.М. Шукшина. 
 
В Барнауле на сцене театра драмы в течение пяти дней были показаны четыре постановки из Иркутска: «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина, ностальгическая «Старомодная комедия» по Арбузову, а также две постановки, выросшие в свое время из учебных спектаклей – красочный «Тартюф» по Мольеру и экспериментальный «Евгений Онегин». И всю неделю гастроли иркутян (первые за 40 лет в Алтайском крае) сопровождались аншлагами. 
 
Над историей старого еврея-молочника Тевье, его усталой мудрой жены Голды и пятерых своенравных дочерей, его когда-то мирной деревни Анатовки и – шире – над историей страны с ее трагическими изломами два дня проливали слезы барнаульские зрители, не успевавшие заметить, как комедия семейной жизни превращается в драму целого народа. Для режиссера Олега Пермякова это не первое обращение к пьесе Григория Горина (основанной в свою очередь на произведениях  Шолом-Алейхема). 
 
Барнаульцы увидели обновленную версию, премьера которой в Иркутске состоялась всего год назад. Сценическое оформление спектакля ненавязчиво отсылает к уютному Витебску Марка Шагала: в глубине сцены – крохотные домики с горящими окошками (когда наступила зима, их крыши просто накрыли белыми платками). В центре – волшебно подсвеченное дерево, вокруг которого кипит страстями дореволюционная деревенька, где всегда мирно жили представители разных народов и вероисповеданий. Впереди как символ жизненных тягот – огромная телега, в которую самолично впрягается молочник Тевье, жалеющий свою старую лошадь. После очередного удара судьбы Тевье (заслуженный артист России Степан Догадин) обращался к неназываемому Богу, а зрители, по замечанию критика Елены Кожевниковой, плакали и о нем, и о своей собственной жизни. 
 
Действие курортной «Старомодной комедии» разворачивается на Рижском взморье, где в санатории встречаются мужчина и женщина, немолодые и одинокие. Лидия Васильевна (ее играет Ольга Шмидгаль) – взбалмошная актриса, поющая по утрам, на радость другим пациентам. Родион Николаевич (заслуженный артист России Яков Воронов) – зануда-врач, требующий железного порядка. Постоянно сталкиваясь и отпуская взаимные колкости, они просто обязаны были присмотреться друг к другу – а затем не смогли расстаться. 
 
По сюжету спектакля «Евгений Онегин» компания молодежи забирается с фонариками на чердак, где составлена в кучу накрытая чехлами мебель, находит там книгу Пушкина – и разыгрывает всем известную историю. Зрителям заранее пообещали «двух Онегиных и двух Ленских». Но на самом деле разделение по ролям оказалось достаточно условным, а каждый из восьмерки артистов порой говорил от лица автора или примерял новый образ. Кстати, звуковое и музыкальное сопровождение участники спектакля тоже создавали сами, играя на рояле что-нибудь из романтического репертуара, выдувая мелодию на бутылках или насвистывая за птичек. Судя по реакции публики, сначала принимавшей этот эксперимент настороженно, предложенная игра ей в конце концов понравилась. 
 
*   *   * 
«Впечатления самые лучшие» 
 
В эти же дни на сцене Иркутского академического театра играли свои постановки артисты краевого театра драмы. Для обменных гастролей были выбраны два спектакля большой сцены – «Укрощение строптивой» и «Зойкина квартира» Алексея Логачева, а также идущие на экспериментальной сцене «Квадратура круга» и «Москва – Петушки»
 
О результатах поездки и дальнейших планах театра нам рассказала директор театра драмы Любовь Березина:
 
– Впечатления у нас самые лучшие, мы очень довольны, что губернаторский грант позволил нам провести такие масштабные гастроли. Иркутский театр – «намоленное место», очень красивое старинное здание с большой историей. Но сцена меньше нашей раза в три, так что постановки пришлось адаптировать к новому пространству. Проще всего это было сделать со спектаклями, идущими у нас на экспериментальной площадке. Постановки были хорошо приняты, зал вставал – нам в Барнауле это привычно, но так принимают спектакли не везде. В Иркутске работает несколько театральных критиков, и они говорили: «Мы будем писать, вы для нас открытие». 
 
Теперь мы с нетерпением ждем приезда Московского ТЮЗа. Там звездный состав, а режиссеры Генриетта Яновская и Кама Гинкас приезжают лично, чтобы отрепетировать свои спектакли на новой площадке. 
 
Фото: 
Андрей Луковский
15.06.2017