Будь в курсе
событий театра

Пушки музам не помеха

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Иркутский драматический театр в годы войны
 
Солнечное воскресенье 22 июня 1941 года было в Иркутском драматическом театре обычным рабочим днем. Утром и вечером в репертуаре значилась комедия белорусского драматурга Кондрата Крапивы «Кто смеется последним». Но война резко изменила привычный уклад жизни. Уже через несколько недель после ее начала директор драмтеатра Владимир Бессараб, несмотря на так называемую творческую броню, настоял, чтобы его отправили воевать. В сентябре 1941 года коллектив возглавил его заместитель Осип Волин.
 
Спектакли войны
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Война оказала сильное влияние на репертуарную политику театра. Из работ сезона 1940–1941 годов остались только произведения патриотического содержания, получившие признание публики: «Отелло» Шекспира, «Фельдмаршал Кутузов» Соловьева, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Мария Стюарт» Шиллера, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Последняя жертва» Островского. Время требовало постановок, созвучных грозным событиям, показывающих героизм фронтовиков и воодушевляющих тружеников тыла на доблестную работу во имя Победы.
 
Уже в июле 1941 года коллектив театра в кратчайшие сроки, всего за 15 дней, выпустил яркий патриотический спектакль «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова с прекрасной работой в главной роли молодого артиста Бориса Ситко. Впоследствии он стал одним из ведущих актеров Центрального театра Советской армии, народным артистом РСФСР.
 
В 1942 году театр одним из первых в Советском Союзе поставил пьесу Константина Симонова «Русские люди» и «Нашествие» Леонида Леонова. В декабре 1942 года состоялась премьера спектакля «Фронт» Александра Корнейчука. В 1944 году – «Сталинградцы» Юрия Чепурина и «Так и будет» Константина Симонова. Причем последняя постановка пользовалась исключительным успехом у зрителей и прошла более 300 раз. Работая над этими произведениями, театр стремился создавать яркие патриотические спектакли, раскрывающие величие борьбы советского народа с фашистскими захватчиками, проникнутые глубокой уверенностью в том, что враг, вероломно напавший на нашу страну, будет непременно разбит.
 
Выразительные образы в этих спектаклях создавали ведущие мастера сцены: К.А. Прокофьев, Г.А. Крамова, В.В. Баранова, В.И. Бурдина, Борис Ситко, А.Н. Терентьев, Н.Н. Бодров, М.М. Каплун, А.С. Пантюшев и другие. В 1942 году на смотре русской классики Иркутскому драмтеатру за спектакль «Последняя жертва» была присуждена республиканская премия.
 
В годы войны, откликаясь на нужды фронта, драмтеатр начал создавать специальные театрально-концертные бригады «Боевые теа-сборники». Эти мобильные группы выезжали с концертами в воинские части, в госпитали, в рабочие и сельские клубы, в производственные цеха и на колхозные полевые станы. Первый «Боевой теа-сборник» был подготовлен 11 сентября 1941 года.
 
Военные гости драмтеатра
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
В первые месяцы войны, когда враг стремительно захватывал города Украины и Белоруссии, продвигаясь к Москве, руководство страны приняло решение эвакуировать в глубокий тыл не только фабрики, заводы, научные учреждения, но и музеи и театры. Так, в октябре 1941 года в Иркутск прибыли актеры Московского театра сатиры, которых возглав-лял заслуженный артист РСФСР Владимир Хенкин.
 
Московской труппе предоставили сцену драматического театра. Иркутские же артисты вместе с декорациями и костюмами переехали в Черемхово, чтобы трудиться на базе местного драматического театра. Они играли спектакли для шахтеров, репетировали новые пьесы, выступали с концертами на так называемых «раскомандировках» перед спуском горняков в шахту, а также в красных уголках и клубах. Здесь в декабре 1941 года драмтеатр подготовил второй «Боевой теа-сборник», значительно разнообразив его репертуар. В свой выходной день, по понедельникам, артисты проводили шефские встречи, выезжая в соседний Свирск. Поражаешься работоспособностью коллектива в те годы – ежедневный десяти-, а то и двеннадцатичасовой рабочий день!
 
В январе 1942 года, находясь в Черемхово, театр подготовил премьеру «Батальон идет на запад» Георгия Мдивани, а 4 февраля артисты возвратились в родной город. 15 февраля 1942 года состоялось официальное закрытие гастролей москвичей, и Театр сатиры вернулся в столицу.
 
7 ноября 1942 года в Иркутском драматическом театре состоялось торжественное собрание, на котором перед передовиками производства выступили солисты Киевского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко. Многие иркутяне посчитали тогда, что украинские артисты приехали на гастроли, ибо не знали, что после года работы в Уфе оперный театр перебазировали в Иркутск, и ему предстояло полтора года работать в одном здании с нашим драматическим театром. Киевляне открыли свой сибирский театральный сезон 4 декабря 1942 года оперой «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского. За время работы в Иркутске Киевский театр в сложных условиях военного времени поставил 12 спектаклей и дал 800 шефских выступлений. Свои «гастроли» в городе на Ангаре театр завершил 20 мая 1944 года четырьмя большими прощальными концертами. Труппой руководили народный артист РСФСР Николай Смолич и заслуженный артист УССР Яков Розенштейн.
 
Артисты на фронте
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
В марте-апреле 1943 года, уступив свою сцену украинским актерам, Иркутский драматический театр всем коллективом выехал для обслуживания частей и гарнизонов Забайкальского фронта. Прибытие театра в Читу стало для местных жителей и воинов большим культурным событием.
 
Затем в 1944–1945 годах была поездка на Дальневосточный фронт, где театр показал знаменитый русский водевиль Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин». 18 сентября 1944 года в Хабаровске прошла творческая конференция, посвященная обсуждению спектакля иркутян «Великий государь» Владимира Соловьева. Всего в Хабаровске театр показал 77 спектаклей, которые посмотрели 65 тыс. человек. В победном 1945 году театр вновь побывал в Хабаровске, где широко развернул военно-шефскую работу.
 
Говоря о вкладе Иркутского драматического театра в общую Победу, нельзя не вспомнить об актерах, которые воевали на фронте, а после войны оставили заметный творческий след: заслуженные артисты России Иван Климов и Александр Берман, лауреат Государственной премии СССР Василий Лещев. В музее театра любовно, по крупицам созданном заслуженным артистом России Виталием Сидорченко, хранится благодарственная телеграмма в адрес театрального коллектива от Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.
 
Память о событиях тех лет жива и сегодня. В репертуаре театра видное место занимают спектакли «Завтра была война» Бориса Васильева и «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова. Они не только напоминают зрителям о войне, но и показывают движение человеческой души в дни суровых испытаний.
Автор: 
Борис Копылевич
27.04.2007