Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Простые мысли Шекспира в иркутском драмтеатре

Версия для печатиВерсия для печати

Просвещенная мировая общественность 23 апреля отметила 450-летие великого драматурга Уильяма Шекспира. Юбилейной дате были посвящены выставки, постановки спектаклей и даже всероссийская акция «Библионочь», которая проходила по всей стране в ночь на 26 апреля. Но, несмотря на круглую цифру, необходимости в дате, как в возможности напомнить миру о гениальном писателе, нет, потому что Шекспира никто не забывал, его творческое наследие не просто живее всех живых, оно переживет и то, что создают наши талантливые современники, чьи имена не знать сегодня просто неприлично. И сколько бы усилий все писатели мира ни приложили, чтобы сотворить историю любви, – искреннее, чище и трагичнее – будет все напрасно, ее имена давно известны, никто и ничего не в силах их заменить.
 

Какой театр откажет себе в том, чтобы на его сцене появились герои, историю которых не просто все отлично знают, а идут посмотреть именно потому что знают. Вопрос лишь в том, готов ли театр справиться, встать на уровень того произведения, которое столько лет продолжает оставаться современным. Обычно время ставит все на свои места, и в случае с театром это работает как никогда. Удался ли режиссеру «Гамлет», поверили ли мы в любовь Ромео и Джульетты – покажет время, а точнее зритель.
 

По сравнению с 400 годами пять и шесть лет – совершенно незначительные временные промежутки, но для жизни спектаклей в одном театре – показатель хороший. Именно столько в Иркутском драматическом театре продолжают собирать полные залы постановки «Гамлета» и «Ромео и Джульетты». Оба спектакля поставлены нынешним художественным руководителем театра Геннадием Шапошниковым. Иркутская сцена стала первой площадкой, где режиссер решил обратиться к творчеству Уильяма Шекспира, и в репертуаре театра имени Охлопкова появился «Король Лир». «Это был второй спектакль, который я поставил в Иркутске, тогда я работал в качестве приглашенного режиссера и делал его специально для Виталия Венгера. «Король Лир» - технически сложная постановка, и, наверное, для своего времени немного новаторская. Она недолго у нас шла, потому что была очень сложной и пугала своей громадностью», – рассказал Геннадий Шапошников.
 

Премьера спектакля состоялась в октябре 2002 года. Перед премьерой исполнитель главной роли народный артист России Виталий Венгер дал интервью одной из иркутских газет, в котором рассказал о готовящейся постановке: «Очень интересное режиссерское решение… Мы не стали в спектакле говорить о взаимоотношениях между герцогами и королем, о перипетиях высшего света. Мы рассказываем о трагедии старого отца, о трех дочерях, которые растерзали его сердце. Взаимоотношения отцов и детей – тема вечная и болезненная».
 

Спустя шесть лет на сцене иркутского драмтеатра прошла премьера «Ромео и Джульетты», а через год – «Гамлета». «Эти три пьесы появились в репертуаре театра не потому, что они одни из самых знаменитых, а потому, что в них он достиг своей высоты, – отметил Геннадий Шапошников. – Простые мысли заложены у Шекспира. Простые не значит примитивные, а значит личные, как заповеди. Я сейчас читаю большое количество современных пьес, в которых так много слов и так мало мыслей. Иногда просто в замешательстве оказываюсь, потому что не представляю, как на этом материале развивать труппу, как я сам как художник буду развиваться».
 

Как и в «Короле Лире», при поставке двух следующих шекспировских пьес режиссер продолжает экспериментировать с пространством, обликом актеров и их составом. Зрители «Гамлета» оказываются на сцене и наблюдают за развитием легендарной истории, повествующей об извечных муках разума и души, в условиях the show must go on. В «Ромео и Джульетта» наряду с классическими главными героями, живущими в эпоху драматурга, появляются Romeo now и Juliet now – наши современники, история которых заканчивается совсем иначе. К тому же, спектакль музыкальный, вместе с переводом Бориса Пастернака со сцены звучат песни из одноименного мюзикла.
 

Как рассказывает режиссер, постановки пьес Шекспира никак не были связаны с юбилеями автора или с другими датами. «Я никакие «датские» спектакли не люблю. Раз в 450 лет вспомнить и все? Мы вспоминаем его на протяжении десяти лет, что я здесь, – добавил Геннадий Шапошников. – Шекспир вообще должен быть в репертуаре нормального театра и желательно, чтобы не одна пьеса. А тем более, когда мы познаем мир через театр, его лучше познавать через классические тексты, и тексты Шекспира стоят в первом ряду».
 

Конечно же, «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» будут не последними пьесами Шекспира, которые представит иркутскому зрителю драмтеатр. Совсем скоро на его подмостках начнется репетиция еще одного вечного сюжета великого английского драматурга. Какой это будет спектакль, художественный руководитель пока не сказал. Да разве это имеет значение, когда речь идет о Шекспире?

29.04.2014