«Прощание в июне» в иркутской драме
Разработка сайта:ALS-studio
Волонтёр Центра Сара Чатта подготовила для сайта Дома драматурга ещё один материал, над которым она работала долгое время: внимательно читала пьесу «Прощание в июне» и все ранние варианты, также научные комментарии и некоторые литературоведческие материалы, смотрела фильм, а главное, сходила на спектакль в Иркутский драматический театр, премьера которого прошла в марте, и поговорила с режиссёром Геннадием Гущиным. Что получилось - в нашей сегодняшней русско-английской публикации.
«Прощание в июне» Геннадия Гущина
«Прощание в июне» Александра Вампилова сейчас идёт в театре им. Н.П.Охлопкова впервые более чем за сорок лет, режиссёр спектакля – Геннадий Гущин.
Действие развивается в 1960-х годах, весной, в таком, как Иркутск, городе. События происходят на улицах с цветущими деревьями, в парках, в саду, где Колесов выращивает альпийскую траву, надеясь, что однажды она станет лугом. Спектакль начинается со сцены, в которой группа студентов под гитару исполняет песню: «Приходит время, люди голову теряют, и это время называется весна!». Но яркая и радостная окружающая обстановка часто противоречит тем событиям, когда юные герои сталкиваются с жестокими реалиями мира. Весна, как время действия, созвучно появлению молодёжи. Юность – красивая, но не всегда лёгкая пора.
Главным героем является Колесов – скороспелый и озорной студент геологии в свой последний год в университете. Как мы знаем, ректор университета угрожает ему отчислением, дело доходит до сделки: Колесов должен перестать видеться с Таней, дочкой ректора, для того, чтобы получить диплом.
Когда у меня была возможность встретиться с режиссёром «Прощания в июне» Геннадием Гущиным, мы обсудили основные конфликты пьесы, а также то, как его спектакль можно сравнить с оригинальным текстом пьесы и замыслами самого Вампилова.
Геннадий Степанович впервые увидел «Прощание в июне», когда работал в иркутском драмтеатре в 1970-х годах.
«Этот спектакль, – сказал Геннадий Гущин, – произвёл на меня сильное впечатление. Я испытал радость и предвосхищение добра: когда смотришь такой спектакль, понимаешь, что впереди у тебя обязательно будет всё хорошо. Тот спектакль давал надежду». Итак, на первом курсе Иркутского театрального училища Геннадий Гущин заболел пьесой Вампилова.
Известно семь вариантов пьесы, и для своего спектакля режиссёр использовал весь этот материал, в том числе самый ранний вариант, который называется «Ярмарка».
«Смысл ‘Ярмарки’ - первого варианта ‘Прощания в июне’– в том, что люди продают себя так же, как торгуют своим имуществом, в этой игре Колесова «продаёт» его диплом. Во время создания пьесы в стране была очень жёсткая цензура, и пропустить тему торговли дипломом в советском обществе было невозможно. Поэтому Вампилову рекомендовали изменить название, и он выбрал то, что известно нам сегодня».
Гущин назвал пьесу «правовой комедией об отношениях между Колесовым и Таней», любовь которых постоянно испытывается материальными благами. И таким образом, мир «Прощания в июне» - это мир, в котором всё продается, если человек морально не против. Персонажем, который вводит эту тему в спектакль, является Зoлотуев.
«Вообще фамилия Золотуев образуется от двух слов – “золото” и “зло”, – пояснил Геннадий Гущин. – Он должен отстоять свою позицию и убедиться в том, что всё можно купить и всё можно продать. Я укрепил его слова: “Кто такой честный человек? Это тот, кому мало дают денег. Нужно дать столько, чтобы человек не смог отказаться”. Это чёткая позиция, причём сегодня она становится более популярной среди народа, и не только в нашей стране, а вообще».
Геннадий Гущин продолжает: «Есть один хороший момент, когда Колесов в конце говорит: “Я не могу эти деньги взять, потому что хочу, чтобы меня посадили в тюрьму”. То есть, появляется момент искупления, осознания своей греховности. Это очень важная тема. А потом звучат слова Золотуева: “Тебя не посадят, потому что я за тебя уже заплатил…Останься со мной, я на тебя перепишу дом”. То есть ставки растут. Колесов не знает, соглашаться или нет, потому что на кону многое».
Диплом, аспирантура, деньги, будущее - появляются возможности, которые заставляют Колесова выбирать между ними и Таней, девушкой, которую он знает и любит совсем недолго. Колесову надо примирить свои идеалы, свою мораль с реальностью перед ним.
«Как говорил Достоевский - на земле происходит битва добра со злом, а поле битвы - сердца людей», - заметил Геннадий Степанович.
В конце спектакля внутренняя битва Колесова материализуется на сцене. Колесов занимает центральное место, и по одну сторону от него стоит Репников с дипломом, а на другой стороне находится Золотуев с портфелем денег. И вдалеке на сцене появляется Таня, которая, по задумке режиссёра, приходит к Колесову как ангел.
После просмотра спектакля у меня возникла другая реакция на Таню. Когда занавес закрылся в вечер премьеры, я чувствовала, что позволив персонажам снова встретились на остановке, заново познакомиться, режиссёр сделал открытый вампиловский финал «Прощания в июне» закрытым: ясно, что Таня дала Колесову ещё один шанс, она простила его. А у Вампилова, мы помним, в финале Таня коротко не соглашается на предложение Колесова о свидании, и герои молча стоят друг от друга в трёх шагах. Однако Геннадий Степанович считает, что концовка спектакля в вампиловском стиле: она циклична и открыта.
«Когда в финале опустошенный Колесов сидит на остановке, она как Ангел подходит к нему, и они снова знакомятся, повторяя тот текст, который был в начале. Мы пережили, давайте начнём снова».
В ответ на мою реакцию на характер Тани, Геннадий Степанович прокомментировал: «Вообще в вампиловских пьесах молодые девушки как посланники от ангелов разбитому герою. Предположим, Валентина в “Прошлым летом в Чулимске”. Эти девушки выглядят простыми, но они появляются как раз в те моменты, когда с героем происходит нечто нехорошее, его душа разбрызгана, его мотает по жизни, он совершает поступки плохие и злые. И приходит та, которая даёт ему шанс понять что-то, даёт возможность роста. В данном случае в нашем спектакле герой сначала отказался от неё. Но затем Колесов предпринимает ещё одну попытку, руководствуясь опытом. В конце они остаются на скамейке, возвысившиеся над этой грешной землёй. Потому что есть любовь. Это моя надежда, что так должно быть».
В названии пьесы я увидела языковую игру: слова «прощание» и «прощение» различаются только лишь в одной букве. Уникальная способность Тани, заложенная в характер героини, это умение прощать. С ней поступают жестоко, но все же она прощает, делая это в надежде, наверное, что ее прощение даст ей большое счастье. Но сможет ли она сохранить свою способность на долгое время?
Самое привлекательное в пьесе «Прощание в июне» Вампилова – молодость, искренность и наивность – является, пожалуй, и наиболее проблематичным в спектакле. Действие «Прощания в июне» происходит в весеннее время, время надежд и ожиданий, и, по словам режиссёра, этот период отражает процесс взросления. В материальном мире пьесы Вампилова жертва Колесова – уничтожение диплома – это символ платы за предательство, знак того, что душа героя не повреждена. Но в спектакле Геннадия Гущина Колесов сохраняет свой диплом, и поэтому он не делает никаких материальных жертв, чтобы быть с Таней. Следует ли из этого, что мораль Колесова, возможно, поставлена под сомнение? Может ли Таня доверять Колесову? Должна ли она простить его?
Спектакль «Прощание в июне» предлагает зрителям поразмышлять над тем, существуют ли обстоятельства, при которых умение прощать утрачивает свое значение.