«Прощание с Матёрой» как повод для размышлений
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
Сегодня в Москве ожидается громкая премьера – Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова представит на сцене Малого театра спектакль «Прощание с Матёрой» по легендарной повести Валентина Распутина. К этому событию готовились не только артисты Иркутской драмы, его с нетерпением ждала вся театральная общественность столицы. Некоторые московские деятели культуры и искусств уже успели познакомиться с этой постановкой в Иркутске. Они поделились своими впечатлениями.
Михаил Кураев, писатель, кинодраматург, лауреат Государственной премии России, лауреат Всероссийских кинофестивалей отметил, что в спектакле сошлись три стихии: литературная основа, талант артистов, высокий уровень театральной культуры Драмтеатра Охлопкова и зритель, который понимает, что до него хотят донести.
- Герои, которых мы видим на сцене благодаря артистам драмтеатра, — это подлинные и настоящие судьбы людей. Когда видишь прекрасный женский ансамбль, то временами становится неловко от того, что ты словно подслушиваешь, о чем они говорят за вечерним чаем. И то, как они существуют на сцене, отлично проверяется реакцией зала. Это или полная тишина, где даже не слышен шелест программок. Или же та тишина, где слышно, как текут слезы.
«Прощание с Матёрой» — спектакль, который сложился, как живое свидетельство жизни. Жизни, о которой надо думать. Дарья говорит, что не знает, как ей поступить — оставаться или уходить. Но это не просто решение «уйти или остаться», это призыв и приглашение к размышлению и осмыслению жизни, которая проходит мимо нас.
Владимир Толстой, журналист, советник Президента Российской Федерации, который следил за разворачивающейся на сцене трагедией вместе с земляками Распутина, так сказал о постановке:
- Так, как «Прощание с Матёрой» играют в Иркутской драме, невозможно сыграть ни в одном другом, даже столичном или зарубежном театре. Актёры знали Валентина Григорьевича, видели его реакцию на постановки по его произведениям. Мне кажется, что артисты играют так, как этого бы хотел Валентин Распутин.
Никас Сафронов, заслуженный художник России отметил, что в спектакле очень продуманная, профессиональная и «столичная» сценография. И главное, что в постановке уловим замысел автора повести.
- В спектакле «Прощание с Матёрой» мы видим распутинские образы: кричащие, серьезные, драматические. Валентин Григорьевич сквозь призму своих впечатлений и переживаний показал страну в целом. Актёры Иркутского академического воплотили замысел писателя. Они создают ту же энергию, которая питала Распутин.
В спектакле есть места, которые щипали за душу, пытаясь пробить слезу. В зале были земляки Распутина. Я смотрел на них и замечал, как они переживают. Я наблюдал, по сути, тех самых людей, о которых идет речь в произведении. И для меня это типажи для портретов.
Павел Фокин, историк литературы подчеркнул:
- Сидя в зале, чувствуешь, как реагируют зрители на происходящее. Есть и слёзы, и вздохи. Есть жизнь в зале, что редко бывает сегодня в драматическом искусстве, особенно в столице. Москва слезам не верит и давно их не источает. Но эта постановка способна эти очищающие слёзы у московских театралов вызвать.
Ольга Сенаторова, критик и аналитик театра, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» говорит о том, что на Иркутском академическом театре лежит особая ответственность.
- Ведь Распутин для них не только недавно ушедший из жизни современный автор-классик, а земляк, многолетний друг, творческий гений и человеческий масштаб которого имели преобразующее значение для жизни коллектива.
16.10.2017